Тайм-лапс: что это такое?

11 июля 2017
694
0

Тайм-лапс - это искусство складывать видео из снимков, появилось оно очень давно, уже более 30 лет назад, а популярным стало только последние годы. Это знаменитые ролики распускающегося цветка и движения солнца в ускоренном темпе, покадровая съемка спортсменов и любых других движущихся объектов. Первый раз цейтраферную съемку показал миру Мари-Жорж-Жан Мелье в конце 19 века, в 1897 году, когда французский режиссер представил свою картину «Carrefour De L’Opera». Фотографии делаются с заданным интервалом, соединяются в одну ленту и получается эффект ускоренного движения.

Содержание статьи:

Time-laps дословно можно перевести, как «захват времени», название точно описывает получаемый эффект, мы ловим моменты, собирая их затем в живую картинку. Благодаря этому режиму, мы можем создавать ролики из свадебных фотографий, показать динамику спортивных соревнований или значительно ускорить длительный и монотонный процесс. Рост и распускание цветка, лабораторные исследования, создание картин, скульптур и многое другое – все это можно уместить в 1-2 минутный ролик, даже если процесс шел часами и даже днями.


Кадры тайм-лапса

В обычном художественном фильме стандартное число кадров, удобное глазу и привычное для работы с ним, 24 картинки в секунду. Тогда зрение не успевает заметить смену изображения и видит только непрерывный процесс. В покадровой съемке можно взять любое количество кадров в единицу времени – может и 2, и 12, и 8 в минуту. Все зависит от художественной идеи и задумки автора. Конечно же такие медленные перемещения заметны, но в этом и задумка – видеоролики «тайм-лапс» должны отличаться от обычных.



Красивыми художественными эффектами будут смена скорости движения картинок, изменение ракурса в процессе съемки, совмещение отдаленных и крупных планов на одном видео. А снимать можно практически все и везде – на улице проходящих людей и проезжающие машины, стрелки часов, движение облаков и дыма, перемещение животных и рост растений, смену времени суток, погоды и так далее.


Что нужно для съемок роликов в режиме тайм-лапс

В первую очередь, фотоаппарат. Вопреки распространенному мнению, снимать тайм-лапс можно и на зеркальную, и на беззеркальную камеру, причем второй вариант удобнее в силу конструкции. В его конструкции нет сложной системы зеркал, поднимающейся при щелчке затвора, поэтому каждый кадр выполняется гораздо быстрее. При большом желании, можно снять даже на телефон, к роликам предъявляется меньше требований, чем к единичной фотографии.

Режим

У фотоаппарата должна быть покадровая съемка с определенным интервалом, где можно также задать количество кадров, отсрочку пуска, качество и время между снимками. Выбирать нужно ручной режим автофокуса и всех настроек, потому что смена освещенности или скорости движения объекта, упавшая тень могут повлиять на настройки камеры. Если съемки с интервалом нет, можно делать это вручную, но потребуется гораздо больше времени на тренировки.

Штатив

Обязательное условие такого вида фотографии, причем оборудование должно быть качественным и устойчивым, любые колебания камеры во время работы сильно испортят полученные кадры. Есть модели с возможностью плавного движения от снимка к снимку, называются он «слайдеры».

  • Без нужного режима нам может понадобиться интервалометр – устройства, подключаемое к камере и задающее время съемки. Они подбираются к фотоаппарату их оригинальных или китайских, цена и производитель не главное, на качество снимка они никак не повлияют.

Для ровных фотографий без дрожания во время нажатия кнопки применяйте пульт ДУ или специальную программу на ПК или ноутбуке, но для этого понадобится носить их с собой. Почти для каждой модели камеры можно подобрать и оборудование, и ПО, нужно только поискать и тщательно разобраться в них.

Вариантом может стать прошивка фотоаппарата сторонними программами, добавляющими не только режим покадровой съемки, но и множество других приятных бонусов.

Самое неприятное в съемках большого количества материала – неожиданно закончившееся место на карте памяти. Некоторые процессы нельзя остановить или повторить, после смены флешки, поэтому заранее очищайте их полностью. Это сэкономит время на постобработку и сортировку, а также позволит избежать казусов во время самой съемки.

Снимки в RAW-формате занимают значительно больше места, чем JPEG. Сюда же можно отнести и разряженный аккумулятор, запасной должен быть, но основной нужно полностью заряжать и четко знать его ресурс. Учитывайте, что на холоде они разряжаются гораздо быстрее.

  • И дополнительный совет – учитывайте погодные условия при съемке на улице. Дождь, снег, сильный ветер, резкая смена температуры – все может повлиять на результат ли даже испортить незащищенное оборудование.


Этапы съемки тайм-лапс

Театр начинается с вешалки, а съемки задолго до выезда к объекту – с подготовки.

  1. Первым делом проверяет работоспособность всего оборудования, заряженность аккумуляторов, наличие всех шнуров. Укладывайте их поэтапно, в обратном порядке, сначала должны лежать нужные элементы, а в глубине сумок запасные и детали «на всякий случай». Это позволит значительно сэкономить время на поиски нужного кабеля в процессе съемки.
  2. Настройка всех режимов и подготовка камеры к съемке, установка ее на штатив, закрепление всех элементов.
  3. Обработка всех полученных изображений с помощью графических редакторов. Необработанные кадры могут сильно подпортить итоговый результат.
  4. Сборка кадров в видеоряд с использованием видео-редактора, наложение эффектов. Более 30 секунд однотипных кадров наскучат зрителю, проявите фантазию и используйте другие ракурсы, приближение и удаление объектов для разгрузки.


А дальше уже видео можно выкладывать в сеть, показывать друзьям или отдавать клиентам, если это была коммерческая съемка.


Настройки камеры для съемок time-laps

  • Оборудование в боевой готовности, место выбрано, камера прочно установлена на штатив и полностью готова к работе. Первым делом нужно убрать автофокус, к примеру, при движении автомобилей, камера будет каждый «ловить», смещая общую картинку. Обычно на объективах есть кнопка переключения на ручную фокусировку, или можно выставить ее в настройках камеры. Вторым пунктом станет отключение стабилизаторов изображения, так как мы снимаем со штатива и это нам не требуется.
ISO выставляем также вручную, для улицы и хорошего освещения, а также для максимальной четкости и фокуса, выбираем минимально возможное значение – 180-200. Ночная съемка потребует более высоких параметров, некоторые ролики снимаются даже при 1600, но при выключенном шумоподавлении.

  • То же самое и с балансом белого – ручной режим. Выставить его следует 1 раз за съемку и желательно без сильной необходимости не трогать, автоматическая настройка может дать блики и мерцание. Некоторые камеры предлагают готовые режимы – облака, тень, солнце, их можно использовать для создания тайм-лапс.
  • Для возможности коррекции снимков снимайте в RAW, места это займет больше, но и позволит вам редактировать изображение, улучшить качество и резкость, если это необходимо, а также поправить баланс белого. JPEG – занимает меньше места и сложнее обрабатывается, но при высоких показателях разрешения и минимальном сжатии сильного отличия в качестве не наблюдается.
  • Количество кадров в минуту должно соответствовать возможностям камеры, не каждая модель сможет выдать высокую скорость срабатывания затвора, для этого потребуется специализированное оборудование. Это может быть 24 снимка, 8 штук, даже 2, если процесс медленный. К примеру, медленно плывущие облака достаточно снимать 1 раз в 7-10 секунд, а вот движущиеся быстро – каждую 1-2 секунды. Звезды движутся очень медленно, хватит и 2-3 кадров в минуту для создания плавного движения на видео.
Выдержка и диафрагма также должны быть вставлены вручную, так можно избежать сильного затемнения или засвета кадра при смене интенсивности освещения. Автоматические настройки создадут эффект мерцания, заметный при компоновке снимков.

Если интервал выставлен 4 секунды, то выдержка должна быть в 2 раза меньше, то есть 2, таким образом слегка смажутся движущиеся объекты и картинка будет восприниматься глазами естественно. Для правильной картинки выбирайте одинаковые значения всех настроек, так будет наиболее заметна динамика.

  • Опять-таки, художественный замысел и идею автора никто не отменяет и это только рекомендуемые параметры. Ночную съемку можно проводить и на длинных выдержках, чтобы специально смазать некоторые элементы. Что касается диафрагмы, то приемлемыми значениями можно читать 9-11, при этом можно будет получить резкими не только движущиеся объекты, но и фон.
  • Есть неприятный эффект – фликер, получается он из-за невозможности створок идеально повторять свое движение от снимка к снимку. Если вы заметили блики и изменения яркости, то максимально открывайте диафрагму, чтобы немного снизить такой эффект.
  • После выставки всех режимов и настроек, сделайте «пристрелочные» снимки и прокрутите их на дисплее. Сразу станет видны ошибки, пройдите по всем настройкам заново и снова проверьте. Так можно избежать разочарования при постобработке.
  • Снимайте с запасом, если это возможно, проведите дополнительные съемки этого же объекта с другого ракурса, поиграйте с настройками. Такой подход даст вам возможность разнообразить видео ролик и сделать акцент на важных деталях.


Обработка снимков и создание видеоролика

В общих чертах, обработка снимков для ролика не сильно отличается от фотографии. Та же коррекция экспозиции, цвета, кадрирование и чистка шумов. Каждый кадр должен отдельно быть качественным, независимо от задумки автора. Но тут есть особенность – кадры должны гармонировать друг с другом и вместе составлять ровную картину, без скачков освещения, фокуса и качества.

У продвинутых редакторов есть возможность пакетной обработки полученных изображений, к примеру, Photoshop позволяет загрузить снимки сразу, как видеоряд, задавая интервал на этапе создания файла. Там можно накладывать нужные эффекты, смотреть каждый кадр отдельно и в композиции с соседними, редактировать их.

Затем можно сохранять в качестве видео или загрузить изображениями в видео-редактор, к примеру Adobe After Effects, Windows Media Maker или Sony Vegas. Любая из этих программ позволить сделать ролик, только нужно разобраться с настройками.


В качестве Post Scriptum’а

Тайм-лапс, или Time-Laps – уникальный и многогранный инструмент для создания настоящих шедевров. Он объединяет фотографию и кинематограф, статику и динамику в одном ролике. Возможности и вариации съемок практически безграничны, можно менять скорость, направление, перемещать объекты, создавать эффект жизни в неживых предметах, добавлять на снимки любую информацию – надписи, картинки и вписывать их в видеоряд. Этого не сможет позволить ни одна видеокамера, кроме профессионального оборудования, да и не в той мере, как камера и режим тайм-лапс.

Режимы съемки немного отличаются от фотографии:

  1. Автоматические настройки – враг для тайм-лапс, выбирайте только ручные, выставляйте все параметры самостоятельно. Это позволит вам изучить работы камеры, если вы только начинаете снимать и контролировать весь процесс.
  2. Выдержка должна быть короткой или сверхкороткой, идеальное сочетание 2/1 – интервал съемки/выдержка.
  3. Чтобы минимизировать блики, можно использовать бленду – защитный колпачок на объектив.
  4. Тщательно готовьте оборудование – аккумуляторы и карты памяти, при съемке тайм-лапс нет возможность сделать перерыв и доснять потом. Только делать всю работу заново, а в некоторых случаях просто невозможно повторить рост цветка или спортивное событие.
  5. В режиме тайм-лапс можно комбинировать движение кадров вперед и назад для создания художественных эффектов, кадры можно комбинировать по своему усмотрению.
  6. Всегда делайте тестовые снимки перед работой, проверяйте настройки до начала съемки, потому что сделать это в процессе без потери качества будет невозможно.
  7. Самое главное – тренируйтесь и практикуйтесь, с опытом приходит интуитивное понимание процесса и настройка будет гораздо проще и быстрее.

Создавайте свои шедевры и пробуйте смелые сочетания параметров и настроек. Указанные выше – это классика, правильные и максимально простые варианты, не исключающие талант и идеи фотографа. Самые интересные изобретения и уникальные произведения искусство были созданы людьми, игнорирующими правила.

Комментарии

Будьте первым, кто оставит отзыв для этой статьи.