Основы композиции в фотографии

14 января 2019
11018
10

Каждый из нас не раз встречал фотоснимки, которые поражали своей красотой и оригинальностью: от них невозможно оторвать свой взгляд, они имеют богатую историю создания и проработанные до мелочей детали. Кажется, что для того, чтобы создать такое произведение искусства, необходимо приобрести хорошую камеру и начать снимать, но на самом деле, этого вовсе недостаточно.

Содержание статьи:

 

Львиная доля успеха фотографии зависит от того, насколько хорошо мастер проработал композиционные детали и особенности своей работы. Иногда в этом моменте можно следовать общепринятым правилам, которые известны каждому художнику, но часто профессионалы своего дела отступают от них, используя необыкновенные приемы, за счет которых фотоснимок становится поистине гениальным.

Действительно, композиция является основным способом сделать фотографию прекрасной или же наоборот — испортить в ней все. Ни одна, даже самая продвинутая техника, не сделает за вас работу по поиску подходящей композиции кадра — этому делу нужно кропотливо учиться, экспериментировать и не переставать искать ракурсы и варианты построения кадра. В статье мы расскажем о ряде композиционных приемов, которые помогут сделать снимок оригинальнее и профессиональнее.

Правило третей

Популярное композиционное правило “Закон третей” предполагает деление кадра на шесть равномерно распределенных линий, три из которых горизонтальные, а три вертикальные. Именно этот закон говорит нам о том, что не стоит пытаться разместить фотографируемые объект точно в центре — это собьет зрителя с толку, ведь он не поймет, какая половина снимка является главной. Точки, которые образуются на пересечении линий — это узлы внимания. Именно на них стоит размещать предметы и людей, акцентируя на них внимание. Также для этой цели можно использовать сами линии, точнее выбрать одну из них.


Симметрия и асимметрия в снимке

Иногда центрирование композиции, состоящей из мелких упорядоченных линий, может быть специальной задумкой — тогда композиция “по центру”, о которой мы говорили выше, будет оправдана. Часто такие фото содержат в себе изображение мостов и лестниц. Тогда лучше отойти от правила третей и расположить объект с точкой акцента на центральной части — вы подчеркнете стройную геометрию, зададите определенный ритм и создадите идеально выверенный снимок.

Асимметрия — очень популярный и “работающий” прием в фотографии. Его можно встретить в работах различного типа: городских, природных пейзажах, портретах, натюрмортах. Суть метода состоит в том, чтобы грамотно поместить предмет в узле внимания, но при этом приглушить другие детали кадра.


Расфокусировка

Для того, чтобы зрителю было проще расставить акценты по смыслу в фотографии, можно использовать чередование фокуса и расфокуса изображения. Любой предмет, который требует максимум внимания в кадре, должен быть четко виден, а все остальное — размыто. Это может быть портрет, снимок автомобиля, мчащегося по дороге, лошадь в прыжке и многое другое.

Иногда композиция требует обратного эффекта — когда резкость оказывается позади. Особенно выразительно получаются кадры с размытым силуэтом человека, расположенным на фоне красивой улицы или водоема. Фотограф предлагает увидеть зрителю не только то, что видит он сам, через объектив, но и картинку глазами модели съемки.

Фото, заключенное в рамку

Рамка может быть не только в виде деревянного обрамления фотографии, но и внутри самого снимка. Такой художественный прием придает глубину и выразительность. Рамкой могут стать своды и арки красивых зданий, старинные колонны, даже окна и двери, а также природные “помощники”: ветви деревьев, лоза и прочее.

Стоит отметить, что элементы на заднем плане следует расположить по правилу третей.

Выбирайте выгодный ракурс, который емко охватит рамку, задаст ей нужную симметрию. В случае с пейзажной съемкой рамка сильно облегчает композицию, придавая ей художественную изюминку.

Создание линий

Как привести зрителя к смысловому акценту фотографии? С помощью линий, которые понятно укажут направление, в котором следует двигаться. Любые вещи, обладающие стройной геометрической формой, подойдут в этом деле: дороги, стены зданий, лестницы и мосты.

Если вы видите перед собой много горизонтальных линий, и все они в совокупности составляют интересную композицию, сделайте их основой фотографии, а в самой верхней трети расположите что-то одно — объект, который будет увенчивать композицию.

Работа с треугольниками и диагоналями

Геометрия в построении снимка задает ему динамику, делает более глубоким, позволяет воплотить креативные художественные задумки. Принцип прост: фотограф ловит в кадр объекты, расположенные лучевым способом — композиция дробится на треугольники, охватывающие всю структуру фотографии. Идеально совмещать мелкие и крупные предметы: слева, справа, в верхней и нижней части. Главное — избегать кучности по центру и задавать снимку нестандартную симметрию.

Структура

В съемке зданий, интересных архитектурных строений, площадей, скверов, старинных улочек важно отразить атмосферу места, выделить ее особенность. Один из приемов, придающих снимку особенное настроение и эстетику — акцент на текстурах, их выделение, а также повторяющиеся мелкие элементы, которые помогут сделать композицию интереснее.

Особенно хорошо и удачно применяются эти приемы на необычных дорожных покрытиях: каменная тропинка, брусчатка на дороге, необычный орнамент плитки, который хочется зафиксировать.

Четность и нечетность в фотографии

Один из законов фотодела гласит: в кадре должно быть нечетное количество объектов. Это объясняется тем, что зрителю проще воспринимать снимок с заданным композиционным акцентом. Если вы увидите перед собой троих людей, внимание автоматически сконцентрируется на центральной фигуре. Следуя этой логике, два предмета или человека в кадре путают зрителя. Но если вы снимаете фото с живым сюжетом, где в центре кадра оказываются два собеседника — то от правила можно отступить. Постарайтесь ярко отобразить жесты людей, их эмоции и мимику, элементы артикуляции — тогда снимок будет интересно подолгу разглядывать.

Заполнение кадра

Основа приема заполнения — крупный план, который лишен фона. Лицо человека, голова животного или любой другой объект, например, здание с красивой архитектурой — все, что достойно внимания и способно увлечь деталями, может стать центром композиции кадра. Достаточно лишь немного неба вверху и по краям, нижней горизонтальной линии — и вот снимок грамотно заполнен. Прием особенно хорош в портретной фотографии, где важно сделать акцент на глазах.

Добавляем в кадр воздуха

Красивый объект на фоне неба, одиноко стоящее дерево на пустыре, маяк, окруженный водой, человек посреди пейзажа — такой минималистичный подход создании композиции и масса свободного пространства делают снимок “легче”, позволяя зрителю проще воспринять информацию и интерпретировать ее. Создавая снимки со свободным пространством и воздухом, вы даете своим работам больше “дышать”.


Акцентируем внимание на взгляде

Если говорить о съемке портретов, то самое важное, что следует знать о их композиции — не забывайте про глаза. Только так, расставив на них основные акценты, вы передадите все эмоции и мысли человека, его историю и текущее состояние. Не забываем про правила третей: располагайте линию глаз в верхней части кадра. Кстати, прием действует не только на людях, но и на животных.


Эксперименты с ракурсами

Большинство случаев съемки человека подразумевает ракурс на уровне глаз модели, в положении стоя. Такой прием стандартен и применяется многими мастерами — так вы наиболее правильно и натурально покажете пропорции фигуры модели. Но стоит помнить, что изменение симметричности линий и игра с ракурсами может сделать фотографию оригинальной и необычной — именно в таких случаях очень часто удается передать задумку, заложенную в проект.

Так, например, фотографируя собаку в прыжке с нижней точки, вы зрительно увеличиваете расстояние между землей и ее лапами, создавая смысловую выразительность. Для пейзажей с большим количеством интересных объектов не бойтесь снимать сверху. Очень важно менять расположение камеры, чтобы найти что-то свое, наиболее подходящее.

Работа с цветом

Цвет также играет роль в работе над композицией. С помощью цветов и их грамотного сочетания вы отразите настроение кадра и все эмоции. Изучать колористику фотографу необходимо, но на первых порах можно пользоваться специальной цветовой таблицей, которую применяют в работе дизайнеры, художники и другие творческие люди. Умение комбинировать оттенки и создавать целостную картинку — важный навык, который выведет ваше мастерство на новый уровень.

Создания движения и выбор направления

Любое движение воспринимается человеком слева направо — так уж мы устроены. Когда вы снимаете, помните об этой детали и используйте ее в работе. Например,  автомобиль мчится по дороге, а велосипед — по лесной тропинке, человек занимается бегом, а его собака пытается догнать улетающую палку — каждое движение с динамикой стоит направить в правую сторону.

Очень важно не забывать оставлять впереди пустое пространство, которое поможет лучше понять всю динамику композиции, и то, куда держит путь герой снимка. Грамотно выбранное и выстроенное направление движение способно творить чудеса с динамикой фотографии.

Баланс

Если перед вами городская улочка с красивым фонарным столбом, расположите его по правилу третей и включите в кадр второстепенные элементы — они должны быть на отдалении:к примеру, с другой стороны дороги. Этот прием сбалансирует снимок, структурно уравновесит его. При этом фонарный столб будет по-прежнему доминировать, но в композиции появится органика, она станет художественно интересной. Избегайте одиночных силуэтов, которые режут фотографию на части.

Противопоставление в кадре

Это один из самых выразительных приемов, задающий снимку уникальную атмосферу и отражающий две стороны реальности. Старое и новое, черное и белое, веселое и грустное, дети и старики, динамика и статика — контрасты всегда выигрышны, и имеют свою философскую идею.

Используйте вышеперечисленные композиционные приемы в своей фото-практике, и вы обязательно найдете из них свои — те, что придатут вашим работам изюминку и оригинальность. Не бойтесь смотреть на мир через объектив с разных точек, экспериментировать с перспективой и пропорциями, фокусом и расфокусом — только так вы сделаете свое творчество неповторимым.

Комментарии

VerifyCode
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
夢巴黎春藥網 | 7 июля 2025 | 20:14
夢巴黎春藥網 | 30 июня 2025 | 10:37

春藥對女性性慾望的顯著增強作用!

春藥是最受歡迎的女性催情藥物,讓愛火重燃的秘密武器!

春藥是什麼?揭開女性催情藥的神秘面紗

春藥如何影響女性性反應?揭開春藥的實際效果

春藥會讓人上癮嗎?揭開女性催情藥的真實效果與安全性

春藥效果解析:提升女性性慾與性愛滿意度的秘密武器

春藥對女性身體的深層影響:從血液循環到極致快感的全面解析

春藥的效果與作用:提升女性性慾望與性滿意度

春藥效果與作用全面解析:激發女性性慾與改善性冷淡

春藥是激發女性性慾望及提升性高潮快感的秘密武器

春藥的催情效果全解析:讓性愛更激情性高潮更猛烈

春藥效果大揭密:找回激情性愛的秘密武器!

女性服用春藥後的真實反應:從羞澀到淫蕩發騷的轉變

春藥如何幫助女性體驗激情性愛:全面指南

春藥:點燃女性激情,體驗極致性愛享受的秘訣

春藥如何通過刺激女性荷爾蒙來增強性快感?

春藥如何幫助女性找回激情性愛,享受極致快感?

春藥如何激發女性淫蕩慾望,讓女性主動求愛的?

春藥在兩性關係中起到哪些作用?解析春藥的效果

春藥在性愛中的關鍵作用:釋放女性淫蕩慾望

春藥如何讓女性淫蕩發情主動求歡:全面解析春藥效果

春藥如何幫助女性重燃性愛激情體驗美妙性高潮?

春藥的神奇效果:從淑女到淫蕩發騷的轉變

春藥的催情效果:讓女性在性愛中欲仙欲死的極致體驗

春藥的效果:激發女性性慾望的深度解析

春藥番外篇:天然春藥與合成春藥的效果對比