Особенности макросъемки
Макросъемка - это разновидность фотографии, которую без преувеличений можно назвать одной из самых эффектных и завораживающих. Макро-фото приобретает свою насыщенность и красоту во многом благодаря высокотехнологичному оборудованию, однако, мастерство фотографа также имеет большую значимость. О том, в чем особенность этого вида съемки и как создать идеальный снимок мы расскажем в этой статье!
Еще 20-30 лет назад фотографы предпринимали попытки по созданию макро-снимков, однако, съемочная аппаратура была не в состоянии воплотить задумку в жизнь, поэтому, этот жанр фотографии смог получить свою реализацию лишь недавно (5-10 лет назад).
Особенности макросъемки
Одним из важных факторов съемки является выбор объекта и определение расстояния, необходимого для фокусировки объективных линз. Обыкновенный объектив способен настроить фокус на расстоянии не менее 50 см в то время, как макрообъектив может создать четкое изображение уже на 10-20 см. Фото при этом не искажает масштабы объекта, сохраняя пропорции 1:1. Это значит, что вы получите возможность не только сфотографировать мелкий элемент, но и увеличить его размер, сделать более видимым по сравнению с реальными пропорциями.
Объективы с эффектом макросъемки зачастую имеют определенное расстояние фокуса (например, 50 или 100). Отличительная особенность таких агрегатов в том, что объект фотосессии будет иметь одинаковый размер как на снимке, так и в реальной жизни. Разумеется, при печати снимков вы можете задать фотографии любой размер: поместить изображение можно хоть на визитку, хоть на огромный баннер (при высоком качестве), однако в условии стандартного размера фото вы сможете сохранить натуральные параметры объекта. Также, стоит учесть, что современная аппаратура имеет множество автоматических функций, позволяющих избежать аберраций.
Свою популярность макросъемка получила заслуженно. Она позволяет запечатлеть мелкие детали и элементы, на которые иногда мы не обращаем внимания, или вовсе не замечаем. Это могут быть цветы, насекомые, элементы декора или ювелирных изделий, различные текстуры и прочее. Снимок мелкого элемента крупным планом не только дает зрителю возможность рассмотреть детали, но и зачастую меняет представление об объекте, преподносит его с нового интересного ракурса. Идеальный макро-снимок захватывает внимание зрителя с первого взгляда, он интригует и побуждает человека рассматривать картинку, постепенно находя в ней новые детали. Однако, добиться такого результата удается далеко не всем фотографам. Мастерство приходит со временем!
Приятным бонусом макрообъективов является то, что с ним вы можете снимать практически все. Здесь есть место для самых необычных и смелых идей, ведь объектом съемки может быть не только элемент живой природы, но и любой продукт, изделие и прочее. Несколько полезных советов от профессиональных фотографов помогут вам лучше познакомиться с нюансами макро-съемки и сделать процесс фотографирования более эффективным.
Выбор фотоаппарата
Почти все фотообъективы (даже те, которые встроены в мобильные устройства) имеют специальный режим “съемка мелких объектов” или “макро”. Однако, если у вас имеются планы профессионально развиваться в этом деле, то необходимо серьезно подумать о подборе правильной аппаратуры. Чтобы макрофотографии выглядели красиво, эстетично и, главное, передавали ваше мастерство, необходимо обзавестись специальным макрообъективом, а также DSLR-устройствами. Такое техническое оснащение поможет пережать размер объекта в пропорциях 1:1.
Современное оборудование имеет большое преимущество над своими “потомками” - высокочувствительные сенсоры. Это позволяет фотографу осуществлять контроль над съемочным процессом. Если в вашем распоряжении нет зеркалки, то начать нужно именно с нее. Приобрести качественную зеркальную фотокамеру сейчас не так уж сложно, среди большого ассортимента представленных моделей каждый фотограф сможет найти идеальный вариант для себя. Однако, следует подготовиться к большим растратам, ведь такое оборудование стоит совсем не дешево.
Изучение объективов
Макросъемка - один из немногих фото-жанров, где качество объектива ценится намного выше, чем качество фотоаппарата. Подходящим объективом для детальной съемки может считаться тот, коэффициент увеличения в котором будет не ниже 1:1. В настоящее время можно встретить и агрегаты, способные на пропорции 1:5 (к примеру, Canon MP-E 65mm F / 2.8 1-5x), найти их можно в специализированном магазине. Эти показатели говорят о том, что при использовании данного объектива вы сможете увеличить размер изображения в пять раз по сравнению с натурой. К примеру, если вам нужно передать красоту и фактурность снежинки или какого-либо фрукта в разрезе, то традиционной техники со стандартными возможностями приближения уже будет недостаточно.
Для снимков, сделанных на аппаратуру с полнокадровыми сенсорами, снежинка шириной в 2-4 мм будет занимать лишь 3% кадра, что еще раз доказывает утверждение, сказанное ранее. Объектив 1:1 станет прекрасным вариантом для съемки небольших объектов, не отличающихся особой сложностью текстуры или формы. Для работы с более мелкими и сложными элементами потребуются дополнительные аксессуары (например, макрокольца-удлинители) или более мощный объектив.
Работа с макрокольцами
Макрокольца имеют вид полных трубок. Они помещаются в пространство между камерой и объективом и помогают расширить пространство фокуса. Агрегат закрепляется таким способом, чтобы его передняя часть была максимально приближена к объекту съемки. Чем ближе линза к объекту, тем эффективнее проявится функция приближения. Хороший макрообъектив стоит приличных денег. Если в данный момент вы не готовы тратить большие финансы на фотоаппаратуру - макрокольца станут отличной альтернативой.
Однако, стоит обратить внимание и на недостатки этого приспособления. Прежде всего, отметим, что использование колец приводит к нарушению цветового баланса. Чем длиннее трубка макрокольца, тем больше будет несоответствие цветов на фото и в действительности. Палитра оттенков не изменится, однако, кадр станет менее насыщенным. Макрокольца могут иметь один сегмент (средняя длина - 11 см), или два сегмента (средняя длина - 20 мм). Чем больше будет приближение к объекту, тем интенсивнее будет теряться глубина резкости. Это значит, что и с настройкой фокуса могут возникнуть проблемы.
Такие результаты - последствия разъединения объектива и камеры. В этих случаях исчезает возможность использования автофокуса. Однако, в любом случае, с кольцом макро-фокуса результат будет в разы лучше, чем без него, с обычным зумом.
Применение фильтров Close Up
Close Up представляет собой особый набор опций, предназначенных для крупноплановой съемки. Их действие на кадр можно сравнить с принципом действия лупы. При масштабировании объекта с помощью фильтров можно заметить ухудшение качества изображения.
Фильтры имеют относительно низкую цену, они могут стать отличным инструментом для практики и отработки профессиональных навыков макросъемки. Фильтры также имеют свои разновидности, они делятся на группы в зависимости от степени приближения, например, 1, 2, 5 и так далее. Цифра растет вместе со степенью приближения объекта. Чем сильнее действие эффекта, тем меньше света доходит до сенсора.
Вспышки и другие детали
Вспышки кольцевого типа - это инструмент, которые пользуется большой популярностью в съемке мелких деталей. Эти приспособления сводят к минимуму проявление побочных эффектов от единовременного функционирования выдержки/ диафрагмы с установленными параметрами и минимального светового потока. Как можно понять из названия, данный инструмент предусмотрен для коррекции света. Чтобы темнота не испортила снимок, на фотоаппарат помещают кольцевую или любую другую вспышку. Однако, экспериментировать с такими методами новичкам не рекомендуется. В процессе макро-съемки не будет времени на знакомство с новым инструментом, поэтому, вы должны точно знать, как применять вспышку в той или иной ситуации.
Вспышка, уже имеющаяся в фотоаппарате - не самое лучшее решение проблемы светового дисбаланса. В большинстве случаев она “съедает” глубину снимка, а также создает некрасивые тени от объекта, (если он находится в непосредственной близости) которые бросаются в глаза.
Неинструментальные способы макро-съемки
Как бы странно это не звучало, но при наличии такого количества всевозможных “примочек” для проведения макро-фотосессии, оборудование - это не самое главное в съемке мелких деталей. Не менее важную роль играет тематика съемки и, соответственно, сам объект. Вы наверняка не раз видели, как эффектно в приближенном виде смотрятся насекомые, мелкие цветы, капли росы, старинные монеты и другие интересные объекты с маленьким масштабом, но интересной формой и множеством деталей. Выбор очень велик! Определитесь с тематикой съемки, временем ее проведения (утро/вечер) и местом. Возможно, это будет лес или роща, где всегда можно найти большое количество интересных деталей (особенно, в теплый весенний или летний день).
Настройка диафрагмы
В макрофотографии очень важно следить за показателями диафрагмы. При съемке, где масштаб не превышает параметров 1:1 пространства в фокусе будет очень мало. Чтобы это исправить, придется снизить показатель диафрагмы. Чем меньше будет это число, тем больше области в фокусе будет в вашем распоряжении. При этом, вам следует заранее подумать о том, чем можно компенсировать темноту - использование внешних вспышек, настройка выдержки (необходимо будет уменьшить скорость срабатывания затвора).
Выбор фона
Фон, хоть и является второстепенным фактором, также оказывает свое влияние на восприятие снимка. Он способен задать снимку определенное настроение, сделать его более живым и привлекательным. Лучше всего, если вы сможете выбрать фон с несколькими контрастными элементами, привлекающими внимание. Фокус не даст им выйти на передний план, однако такие цветовые вкрапления придадут фотографии динамику и свежесть. Попробуйте поместить фотоаппарат ближе к земле, в траву, организовать съемку на фоне опавших листьев/шишек, и результат будет достигнут.
Некоторые фотографы предпочитают помещать на фото более спокойный фон, например, однотонный черный или белый. Если вы хотите создать что-то подобное - достаточно поместить за объект съемки черную или белую ткань (можно также использовать бумагу). Такой прием изолирует предмет от лишнего окружения, что позволит сделать акцент непосредственно на красоте выбранного объекта.