Свадебная фотография для новичков
Свадебная фотография - один из самых сложных и ответственных жанров. Это занятие требует не только знаний и владения техникой, но и максимальной самоотдачи, умения работать с людьми, планировать рабочее время и импровизировать на ходу. Свадебная фотография появилась почти сразу после изобретения фотографии как таковой. Только сначала она была постановочной, потому что громоздкая аппаратура не позволяла заснять свадьбу “в процессе”. Считается, что моду на такие фотосессии подали в середине XIX века королева Виктория и принц Альберт, сфотографировавшиеся в брачном антураже спустя семнадцать лет после собственной свадьбы. Ближе к концу века стало нормой в буржуазных и аристократических кругах документировать часть свадебного ритуала. А появление фотоплёнки и портативных фотовспышек после Второй мировой войны сделало ремесло свадебного фотографа массовым. Про наше время и говорить нечего - фототехника стала относительно доступной, а возможности цифровой обработки фотографий воистину безграничны. Редко кто не задумывается о том, чтобы сохранить в истории один из самых волнующих моментов в жизни.
Фотограф для свадьбы, а не свадьба для фотографа
Свадебная фотография - самый универсальный из жанров. Она сочетает в себе и элементы портретной фотографии, и предметной, и репортажных съёмок, и даже экстремальных (чего только на свадьбах не бывает!). Безграничные возможности самообразования (онлайн-семинары, мастер-классы, изобилие литературы и учебных фильмов) способствуют высокому уровню конкуренции на рынке свадебных фотографов. Одно из первых правил, о котором говорят опытные фотографы, гласит: “Не свадьба для фотографа, а фотограф для свадьбы”.
Оборудование
- Камера. Желательно иметь одну полноразмерную и одну кроп (про запас);
- Внешняя вспышка (SB-600, SB-800 SB-900);
- Объективы. Широкоугольный объектив (для общих планов, в тех случаях, когда нужно уместить в кадре максимум народу), телеобъектив (для ситуаций, когда вы не можете подойти близко к объекту съёмки), светосильный фикс объектив 50 f/1.8mm, 50 f/1.4mm, 35 f/1.8 mm (для съемки пары в помещении и для размытия фона в городском ландшафте) или какой-то другой;
- Запасные карты памяти (16 Gb минимум). Старайтесь снимать в формате RAW, поскольку его проще обрабатывать. Для него понадобится уйма места;
- Штатив. Нужен для тех случаев, когда вы будете снимать на длинной выдержке.
- Несколько важных правил
Автоматические настройки на современных фотоаппаратах позволяют дилетанту снимать «на автопилоте», но любое вмешательство природных факторов или особенностей камеры поставит такого фотографа в тупик.
Экспозиция. Датчик в камере учитывает свет, отражающийся от предметов. От белого свадебного платья невесты отразится света гораздо больше, чем от чёрного костюма жениха. Камера – не человек, и ей невдомёк, что всё дело в яркости снимаемого объекта, а не в смене освещения. Исходя из стандартных настроек, она сфотографирует так, что белое платье станет серым, костюм жениха – тоже. Светотени на лицах размоются. Полученный снимок придётся долго и упорно обрабатывать, да и не факт, что мучения будут оправданы. Профессионал точно знает, что нужна компенсация экспозиции, чтобы точно проработать свет и тени. Это одно из первых и важнейших знаний и навыков, которое вам надо усвоить, чтобы снимать свадьбы на уровне выше любительского. Условия освещения и положение объектов в пространстве постоянно меняются, поэтому свадебный фотограф должен уметь работать с экспозицией, регулировать её. Одновременно с этим важно не упускать из виду события и интересные моменты свадьбы. То есть, технические подробности должны «отлетать от зубов», как хорошо выученное и воспринятое стихотворение на уроке литературы.
Диафрагма, фокусное расстояние, выдержка. Представление о глубине резкости – альфа и омега свадебного фотографа. Широко открытая диафрагма даёт малую глубину резкости, позволяя делать акцент на первостепенных деталях и размывать детали второго и третьего плана, превращая их в фон. Узкая диафрагма позволяет снять в резкости большую часть снимка. Фокусное расстояние 18 мм также позволяет получить полностью четкое изображение, для меньшей глубины резкости понадобятся объективы с большим фокусом. Это азы фотографии вообще. В практическом смысле это выглядит так:
- Для свадебного портрета невесты (голова и плечи) нужно использовать диафрагму не менее f/2. Причем при f/2 не все лицо будет четким. Чтобы расширить глубину, нужно ф.р. f/2,8 и даже f/4;
- Погрудный портрет жениха нужно делать при f/4 минимум. Потому что большие значения дадут размытость, а вместе с ней – мягкость, что воспринимается зрителем как нечто более женственное;
- Для группового портрета (от двух человек и более), понадобятся меньшие значения диафрагмы. Здесь уже нужно выставлять f/5,6. Это чтобы все были в фокусе. Чтобы снять ещё больше народу, нужно выставлять f/11.
Заполняющая вспышка. Тоже важный момент. К примеру, вы делаете портрет в тени. Само собой, вы хотите убрать уродливые тени из-под глаз, подсветить лица. Чтобы всё смотрелись чинно и красиво. Или устранить резкие тени, даваемые солнцем. Нужно знать, какая компенсация экспозиции ставится при использовании вспышки. Поскольку на свадьбы вы будете постоянно прыгать из тени в солнце и обратно, нужно уметь работать не только с регулировками фотоаппарата, но и с настройками вспышки.
Избегайте шаблонов
Есть несколько советов, которые помогут вам избежать шаблонов. Работа с ракурсами и позами:
- Попробуйте минимизировать фон. Поснимать пару снизу, где на фоне будет только небо;
- Минимизируйте окружение пары. Попробуйте сделать так, чтобы пара заполнила всё пространство фото;
- Увеличивайте передний план. Попробуйте поснимать в упор. Можно поэкспериментировать с глубиной резкости. Примените боке (художественное размытие фона), это позволит делать красивые кадры в городском ландшафте, где много лишних деталей;
- Снимите какую-нибудь деталь (букет невесты или кольца на подушечке) и пару на заднем плане. Поставьте низкую глубину резкости, заполните деталью кадр, но так, чтобы в него попала пара;
- Попробуйте сделать акцент на пару и её окружение. Поснимайте сквозь цветы, листья, деревья, пусть ветви станут естественной аркой;
- Чтобы получить хорошие свадебные фотографии, на которых жених с невестой и гости точно себе понравятся, немного поработайте с моделями, корректируйте их позы, вовлекайте в различные действия:
- Не “обрезайте” руки на запястье, а ноги - на щиколотке
- Снимайте либо в полный рост, либо по пояс или по колено;
- Избегайте того, чтобы тела выглядели как бесформенные комки, создавать просветы между частями тела. Пусть люди сгибают руки в локтях и ноги в коленях, а не держат их прямыми. Фотографы, у которых есть возможность сравнивать, говорят, что наши соотечественники ведут себя более скованно, чем европейцы;
- Корректируйте сутулость. Не стесняйтесь прямо говорить людям, чтобы они распрямили спину, втянули живот и опустили плечи;
- Обращайте внимание на физическое напряжение (скрюченные пальцы, поднятые плечи, поникшие головы)
- Руки фотографируемых должны быть чем-нибудь заняты, а не висеть безвольно.
Позы для свадебной фотографии
- Портрет невесты крупным планом. Акцентируйтесь на глазах;
- Портрет молодоженов в автомобиле;
- Страстный поцелуй. Желательно захватить в кадр обоих, чтобы не вышло так, что кто-то кому-то обгладывает лицо. Опять же - уделите внимание глазам;
- Молодые прислонились щека к щеке. Он её приобнимает, она держит свадебный букет;
- Жених обнимает невесту со спины, они смотрят друг другу в глаза;
- Предыдущий вариант, только снимаете сверху;
- Жених держит на руках невесту. Можно снять в полный рост и можно крупным планом;
- Невеста “падает в объятия” жениха;
- Снимите новобрачных со спины;
- Невеста сидит на низком стуле или на земле, платье эффектно разложено вокруг неё. Она смотрит вверх. Вы снимаете сверху;
- Попробуйте снять молодых с бокалами, причём бокалы пусть будут сняты в фокусе, а лица - немного размыты;
- Невеста на переднем плане, жених - на заднем. Акцент на невесте, жених немного в расфокусе;
- Жених и невеста во время танца. Смотрят в камеру или друг на друга;
- Задействуйте родственников. Снимите, к примеру, невесту в объятиях её отца или матери. Это может быть очень трогательным моментом, до слёз;
- Поснимайте детали. Кольца, свадебный автомобиль, торт, свадебный букет, бокалы с шампанским и прочие атрибуты свадьбы. Пусть вещи немного поживут своей жизнью;
Одна из главных идей - смотрите побольше фотографий других фотографов, вдохновляйтесь удачными вариантами, учитесь на ошибках чужих неудачных снимков.
Итоги и выводы
Свадебная фотография требует не только знаний и владения техникой, но и максимальной самоотдачи, умения работать с людьми, планировать рабочее время и импровизировать на ходу. Как мы уже говорили, поначалу она была постановочной, потому что громоздкая аппаратура не позволяла снять весь процесс. Затем, с развитием гибкости и мобильности техники, снимки становились более динамичными. Можно сказать, что свадебная фотография появилась одновременно с фотографией вообще. Если вы хотите заняться этим ремеслом, будьте готовы к жесткой конкуренции - "свадебщиков" много, и все хотят урвать свой "кусок хлеба". Но, как известно, хороших фотографов много не бывает. Главное, что нам надо:
- Хорошее знание основ съемки;
- Наличие качественной техники (хотя бы минимума, о чем мы выше говорили);
- Наличие портфолио (оно нарабатывается по ходу, первые ваши съемки будут скорее всего бесплатными, либо вы можете поработать ассистентом у опытного фотографа);
- Коммуникабельность и прочие психологические факторы. Уметь ладить с людьми, пожалуй, - самый главный фактор. Клиенты попадаются очень разные, всем не угодишь, хотелось бы пожелать будущему свадебному фотографу стрессоустойчивости.
А главное - удачи!