Что такое цветовая температура простыми словами?

15 марта 2018
13894
5

Начинающие фотографы на первых порах пути, особенно при самостоятельном изучении тонкостей фотографии, сталкиваются с десятками взаимосвязанных сложных терминов и понятий. Как тут не запутаться в них? Если с диафрагмой и фокусировкой можно разобраться «методом проб и ошибок», то термины «баланс белого», «экспозиция» и «цветовая температура света» сложно понять путем тренировок. Все эти понятия напрямую влияют на результат и очень важны для фотографа.

Содержание статьи:

Что же такое цветовая температура окружающего нас света и как ее использовать в процессе создании фотографии? В Википедии есть сложное научное определение с графиками и схемами. Если говорить простым языком, то цветовая температура – это оттенок, который накладывает свет на все предметы вокруг себя. Освещение бывает нейтральным, холодным и теплым, с первым все понятно – он практически не влияет на цветопередачу. Большинство студийных осветителей относятся именно к этой группе. Холодный свет дает вокруг себя голубоватый оттенок, а теплый – желтоватый. В некоторых случаях такое положение вещей выглядит естественно и не требует корректировки со стороны фотографа, но в большинстве жанров температура учитывается и обязательно. К примеру, портретная съемка построена на игре оттенков и голубоватый тон кожи не всегда уместен, а предметы под теплой желтоватой лампой буду выглядеть неестественно, да и фон уже не будет кипельно-белым.

Уличный свет тоже отличается по температуре, летом и осенью он более теплый, зимой и весной – более холодный. Связано это с отражающими свойствами снега, именно он дает голубоватый оттенок. Кроме того температура освещения зависит от места съемок, времени суток, окружающей обстановке. Облака на небе повышают ее на несколько сотен пунктов, что также необходимо учитывать при подготовке к фотосъемке.

Обозначения и числовые показатели

Измеряется цветовая температура в Кельвинах, обозначается буквой «К» и сильно варьируется в зависимости от разных параметров. Самые низкие показатели у оранжевого и красного свечения, солнца на закате к примеру (до 2000К), а самые высокие у синего неба и белоснежных просторов – свыше 7000К. Разделение освещения на 3 группы происходит таким образом:

Теплый, или желтоватый, свет получает от огня, вольфрамовых ламп и солнца на закате. Он находится в пределах от 1000 до 3500К: свечка или костер дадут 1000-2000К, лампы накаливания чуть больше – около 2400-2800К, а солнечный свет в начале или в конце дня даст уже 2900-3500К, ближе к нейтральному. Естественно, это не константа, показатели будут зависеть от перечня факторов: погода, время года, облачность и прочие моменты.

Нейтральный, или белый, свет не влияет на цветопередачу и является идеальным с точки зрения фотографии. Конечно, если автором не задумано использование свойств освещения в художественных целях. Условно нейтральным считается свет в пределах 4000-6500К. Сюда можно отнести и солнечный день без облаков в летнюю пору (4000-5000К), и облачность (около 5500К), и стандартную вспышку на камере (6000-6500К). Именно нейтральный света чаще всего используется в фотографии в жанрах: портрет, натюрморт, предметный. Да и «пейзажники» стараются поймать момент, когда солнце в зените, особенно при съемках архитектуры и урбанистических панорам.

Холодный, или синеватый, цвет освещения сразу рождает в голове изображения заснеженной равнины и покрытых «шапками» елей на окраине леса. И все залито голубоватым светом. Именно так и выглядит снимок в холодном освещении. Оно имеет показатели в пределах 6500-20000К. И к холодному свету относятся: сильная облачность или пасмурная дождливая погода (6500 – 7500К), время после заката, когда небо теряет золотистый оттенок и становится синим (7500-8000К). А самым «холодным» светит ясное зимнее небо, в зависимости от места цифра может варьироваться от 9000 и до 15000К.

Для фотографа крайне важно понимать, какое освещение ему придется использовать в съемки, тогда на выходе можно будет получить вполне сносный, а иногда и удивительно удачный кадр. Для удобства все виды источников света и их температуры приведены в таблице:

Как фотографировать при теплом освещении?

Желтоватый оттенок подходить для пейзажной съемки, свадебных душевных снимков, для придания старины и величия историческим зданиям. Теплый свет добавляет в кадр мягкости и нежности, а час-полтора перед закатом называют «золотым временем» для фотографии. Блики огня от свечи или костра придают картине некую интимность, добавляют тонкую нотку чуда. Золото от такого освещения можно использовать для королевских съемок, когда наряд и интерьеры полны помпезности и величия. Теплый свет подчеркнет очертания предметов и слегка смажет детали. Поэтому такой вариант используется для создания настроения и практически не применяется в рекламной предметной съемке.

Для работы со свечами или вольфрамовыми лампами вам понадобится:

  • светосильный объектив;
  • штатив;
  • много терпения на первых порах.

Нужно отключить штатную вспышку, настроить выдержку для съемок ночью (до 1 секунды), зафиксировать камеру на штативе, включить системы стабилизации изображения и искать оптимальный ракурс, чтобы свечи освещали нужные участки снимка. Двигайте источники света до получения нужного результата – несколько свечек рядом дадут резкие тени и много бликов, слишком удаленные скроют слишком много деталей.

Баланс белого скорее всего придется выставлять вручную, автоматика сдастся или выдаст не тот эффект, который ожидается. Настраивайте камеру по белому листу перед съемкой и снимайте в Raw, это даст возможность корректировать полученный материал по данному параметру.

Для работы рано утром или на закате требования схожи: накамерная вспышка не используется, штатив не обязателен, но весьма желателен. Не становитесь напротив солнца, пусть оно будет смещено от центра снимка, тогда лучи будут скользить и создавать узоры на фотографии. Фокусировка и баланс белого тоже придется строить вручную, выдержка может быть стандартной, тогда кадр будет более живой. Если увеличить время экспозиции при сниженном ISO солнечные лучи будут отчетливо видны – это очень красиво смотрится на природе среди деревьев. Но потребует наличие штатива.

Холодное освещение и его влияние на снимок

Синеватый оттенок на фотографии вряд ли украсит модель во время фотосессии, но может дать удивительные результаты во время съемок природы, берега моря или реки, в рекламе или фотографии автомобилей. Снежные пейзажи создаются гармоничными только при холодном свете, сложно представить снежную равнину желтого или кремового оттенка. Часто голубой свет нарочито усиливают для достижения художественного эффекта, зимние съемки на улице, в жанре «Снежная королева» и другие футуристические образы отлично смотрятся в холодном освещении.

Студийная съемка подразумевает контроль баланса белого, фокусировку и настройку выдержки вручную, чтобы автоматика не скорректировала их в сторону нейтрального оттенка.

Осветители, придающие коже голубоватый оттенок, чаще всего LED-происхождения, их стоимость достаточно высока, а работать с ними правильно весьма сложно. Если используется именно холодный свет, то его можно разбавить нейтральным для прорисовки объема или фона, сочетать с теплым можно только в случае, когда это задумано автором. Между собой желтый и оранжевый не смешиваются и дают непонятную нехудожественную картину.

Естественное освещение такого типа встречает еще и за час до рассвета и через полчаса-час после заката, когда на землю ложатся сумерки. Нужно поймать момент, когда детали еще различимы, а солнце уже не светит, тогда пейзаж вокруг будет залит изумительным голубоватым свечением. Свет отражается от неба и максимально рассеивается. Тут пригодятся навыки съемки в условиях недостаточной освещенности: удлиненные выдержки, штатив, отсроченный пуск ли пульт ДУ затвором, системы стабилизации снимка. Желательно иметь светосильный объектив, так как снимать придется на минимальных значения ISO.

Комбинированное освещение

Теплый и холодный свет могут соседствовать вместе только в руках опытных мастеров, если смешивать их необдуманно и хаотично, результат будет неожиданный и не всегда приятный. Проблема сочетания разных источников максимально актуально в студийной съемки и при работе на улице с необходимостью подсветки отдельных участков сцены. Лампы накаливания, вспышки импульсные и постоянный свет имеют разные значения цветовой температуры и часто портят даже самый интересный и красивый кадр. Ситуации и варианты использования смешанного освещения:

Съемка на улице с использованием дополнительного освещения. Часто происходит такая ситуация – есть солнце в разных его проявлениях и есть фонари, которые чаще всего светят нейтральным или теплым светом, есть вспышки и прожектора, которые могут быть абсолютно любыми. Скорректировать разницу можно путем выбора правильного ракурса, когда освещение не будет сильно конфликтовать в одном кадре. А также применять конверсионный фильтр, именно он позволить получить на выходе более-менее ровную картину, снизив температуру холодного света ближе к нейтральному.

Портретная съемка подразумевает естественный цвет кожи, а он ближе к нейтральному или теплому. Если нет возможности исключить холодный источник света, то выставляем баланс белого на нейтральный (около 3000К), выбираем однотонный фон белоснежного, серого или черного цветов, увеличиваем время экспозиции до 0,5 – 1 сек и максимально закрываем диафрагму. Так как используется длинная выдержка, то светочувствительность необходимо выбрать минимально возможную, около 100-150. Таким образом, размоется фон, а влияние от холодного света будет минимально губительным и максимально художественным для данной ситуации.

Предметная съемка при отсутствии лайт-бокса превращается в кошмар для фотографа. Лампы накаливания и вспышки смешиваются не всегда удачно. Выход такой - максимально исключаем прямые лучи любого осветителя, делаем свет рассеянным с помощью белой ткани со всех сторон от предмета.  Расставляем источники постоянного освещения таким образом, чтобы теней было минимальное количество и включаем накамерную вспышку. Настройки схожие с портретной съемкой – баланс белого на нейтральный, светочувствительность минимальная, диафрагма закрыта. Только выдержку можно выбирать уже и длинную и короткую, по ситуации.

Сочетания света от разных источников может привести к неожиданным результатам, а правила в фотографии существуют для классической съемки на первых порах обучения. Опытные фотографы используют именно отклонения от нормы и нарушение правил фотосъемки для создания удивительных ярких снимков.

Корректировка баланса белого

Используя различные источники света, приходится учитывать их цветовую температуру и корректировать баланс белого. Это можно сделать тремя способами:

  • до начала съемки по свойствам освещения;
  • на отснятом материале с помощью возможностей фоторедакторов;
  • при балансировке с использованием кусочка серой бумаги, нейтральной карты.

Любой из этих способов, а также их совокупность позволит вам контролировать влияние освещения на итоговый результат. Фотографии в формате JPEG не дают возможности глубокой обработки отснятого материала, в них просто не записано достаточное количество информации, чтобы скорректировать баланс белого в графическом редакторе. При малейших сомнениях в результате переходите на RAW, он позволит не только выправить ошибки света, но и скорректировать множество других параметров, даже недочеты экспонирования.

Совет начинающим фотографам

Оценивать температуру освещения и корректировать параметры съемки в соответствии с полученными значениями достаточно сложно на первых порах. Именно для этого придуманы различные фильтры и автоматические режимы с разными приоритетами. Достаточно освоить их для начала работы с разными объектами и источниками света, а впоследствии постепенно переходить на ручные настройки. Это сэкономить кучу времени и нервных клеток, позволит плавно прийти к более высокому уровню съемок и не бросить процесс на полпути из-за трудностей понимания всех тонкостей.

Профессионализм фотографа не зависит от уровня камеры, количества аксессуаров и дополнительных инструментов. Она складывается из понимания физических процессов, происходящих на матрице фотоаппарата, и влияния изменения настроек на эти процессы. А остальное является только следствием многочасовых съемок и трудоемкой работы.

Комментарии

VerifyCode
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
夢巴黎春藥網 | 30 июня 2025 | 11:04

春藥對女性性慾望的顯著增強作用!

春藥是最受歡迎的女性催情藥物,讓愛火重燃的秘密武器!

春藥是什麼?揭開女性催情藥的神秘面紗

春藥如何影響女性性反應?揭開春藥的實際效果

春藥會讓人上癮嗎?揭開女性催情藥的真實效果與安全性

春藥效果解析:提升女性性慾與性愛滿意度的秘密武器

春藥對女性身體的深層影響:從血液循環到極致快感的全面解析

春藥的效果與作用:提升女性性慾望與性滿意度

春藥效果與作用全面解析:激發女性性慾與改善性冷淡

春藥是激發女性性慾望及提升性高潮快感的秘密武器

春藥的催情效果全解析:讓性愛更激情性高潮更猛烈

春藥效果大揭密:找回激情性愛的秘密武器!

女性服用春藥後的真實反應:從羞澀到淫蕩發騷的轉變

春藥如何幫助女性體驗激情性愛:全面指南

春藥:點燃女性激情,體驗極致性愛享受的秘訣

春藥如何通過刺激女性荷爾蒙來增強性快感?

春藥如何幫助女性找回激情性愛,享受極致快感?

春藥如何激發女性淫蕩慾望,讓女性主動求愛的?

春藥在兩性關係中起到哪些作用?解析春藥的效果

春藥在性愛中的關鍵作用:釋放女性淫蕩慾望

春藥如何讓女性淫蕩發情主動求歡:全面解析春藥效果

春藥如何幫助女性重燃性愛激情體驗美妙性高潮?

春藥的神奇效果:從淑女到淫蕩發騷的轉變

春藥的催情效果:讓女性在性愛中欲仙欲死的極致體驗

春藥的效果:激發女性性慾望的深度解析

春藥番外篇:天然春藥與合成春藥的效果對比

William | 5 октября 2024 | 5:15

I really happy found this website eventually. Really informative and inoperative, Thanks for the post and effort! Also feel free to visit may web page Seo Company.