Выдержка и диафрагма – выгодное сотрудничество
Создавать фотографию достаточно сложно, не зная основных пунктов теории. Первое, что нужно внимательно изучить – технические возможности и параметры камеры. Независимо от марки и модели, системы захвата изображения или оптики, камера подчиняется элементарным законам фотографии. Снимок – это результат захвата отраженного от объектов света матрицей фотоаппарата. Соответственно, от его количества, качества и направления будет зависеть весь процесс. Для этого на камере настраиваются основные параметры приема световых лучей, которые будут отвечать за качество снимка на выходе. И именно их сочетание, правильно подобранное фотографом, дает максимальный эффект, как с технической, так и с художественной стороны.
До начала съемки перед фотографом ставятся несколько задач:
- выбор объекта, ракурса и места съемок;
- оценка световых условий, времени года, суток, расстояния до объекта;
- настройка диафрагмы и ISO, подбор оптимального значения выдержки, исходя из количества и характеристик света;
- фокусировка и добавление эффектов при необходимости;
- съемка пристрелочных кадров и корректировка настроек при необходимости.
- Если во время подготовки и оценки обстановки все сделано технически правильно, на выходе получится качественный снимок. Законы и правила в фотографии имеют вес только в случае создания классического снимка неопытными фотографами. Товарищи, знающие все правила, могут из нарушать во благо снимка и творческой задумке.
Диафрагма
Первый из параметров, выставляемый в ручном режиме – степень раскрытия створок диафрагмы. Он напрямую влияет на количество света, которое попадет на матрицу фотоаппарата. Чем шире открыты створки, тем больше световой информации проникнет.
Если брать само слово «диафрагма», то он имеет греческое происхождение и переводится как перегородка. Измеряется она буквой f и является соотношением диаметра объектива и расстоянию фокуса. Выглядит значение вот так: f/1.8 или f/22, причем в первом случае диафрагма будет максимально открыта, во втором – почти закрыта. Коэффициенты в знаменателе стандартные, крайние значения являются техническими характеристиками светосилы объектива. При этом изменение диафрагмы на 1 пункт, количество проходящего света меняется в 2 раза.
Кроме количества света на матрице, степень открытия створок диафрагмы влияют на другом параметр фотосъемки – ГРИП, или глубину резко изображаемого пространства. Чем сильнее мы открываем ее, тем меньше будет область резкости перед камерой. Соответственно, фон за объектом съемок будет размытым. Иногда это свойство используют в качестве художественного эффекта для портретов на природе или съемок love story.
Светочувствительность
Еще одним важным параметром в создании фотографии является светочувствительность, или ISO. Она отвечает за восприимчивость матрицы к поступающему свету. Сравнить ее влияние можно с работой сито разной зернистости. Чем больше отверстия, тем больше просыпается через него. Также и с параметром ISO, чем он выше, тем больше света проникнет на матрицу. У светочувствительности есть один существенный «минус», при повышении его значения, увеличивается количество шумов на снимке, поэтому при настройке всегда выбираем минимально возможное число.
Светочувствительность матрицы или пленки не изменяется, она постоянна, а повышение ISO – это искусственное усиление сигнала. Измеряется ИСО целыми числами от 50, 80 или 100, в зависимости от параметров камеры, современные модели профессиональных фотоаппаратов могут похвастаться ISO до 12000, или даже выше 100 тыс. Самые распространенные значения – 100, 200, 400 и 800, в диапазоне ISO 50-200 наблюдается минимальное количество помех, некоторые современные объективы на зеркальных фотокамерах могут предоставить высокое качество работы до 800.
Высокие показатели ISO необходимы при работе в условиях недостаточного освещения, с короткими и сверхкороткими выдержками. При подготовке к съемке нужно выбирать минимальное значение ИСО из рабочего диапазона камеры, постепенно повышая его при необходимости до оптимального соотношения света и шумов.
Выдержка
Третьим параметром, влияющим на экспозицию и итоговый результат, является выдержка. Она является по сути отрезком времени, когда створки диафрагмы открыты и матрица получает информацию от окружающих объектов. Движущиеся предметы или люди передают каждый этап своего перемещения в пределах этого отрезка времени, а свет накапливается. Таким образом, при длительной выдержке движения получаются смазанные, а дневной свет значительно увеличивает риск переэкспонировать снимок. При коротких или сверхкоротких значениях выдержки темные предметы не успевают «прорисоваться», а движущиеся – быстро переместиться.
Выражается выдержка в секундах или долях секунды, бывает длинной, средней или короткой и напрямую влияет на экспозицию. Чем дольше открыты створки, тем больше информации и света поступит на матрицу, тем выше шанс получить качественное фото в условиях недостаточного освещения. Рассмотрим особенности выдержки, в зависимости от ее длительности:
Длительная выдержка. Это любимый вариант ночных фотографов и тех, кто желает получить интересные кадры воды, звездного неба, уличных пейзажей с автомобилями. Ее можно условно поделить на 3 подгруппы. От 30 до 1 секунды (бывают съемки и с более длительной выдержкой) обычно снимают ночной город, небо и другие объекты в темное время суток. Любое движение руки, даже минимальное дрожание, может сильно исказить снимок, поэтому обязательно применяется штатив.
Выдержка от ½ до 1/30 секунды используется для размытия фона вокруг движущегося объекта с протяжкой, или для эффекта дрожания некоторых объектов. Здесь можно снимать с рук, используя только внутренние системы стабилизации снимка.
Средняя выдержка. Как и все средние параметры, значения от 1/30 до 1/100 используются для повседневной съемки при достаточном освещении, минимальном движении и возможности менять ракурс и расстояние до объекта съемок. Снимать можно как с рук, так и с использованием штатива, сильно на качество снимка дрожь не повлияет. Создавать необычные снимки и фотографические шедевры в такой ситуации вряд ли получится, а вот отснять свадьбу или студийную фотосессию запросто.
Короткая и сверхкороткая выдержка. Сюда можно отнести числа от 1/200 и меньше. С такими показателями выдержки снимают быстро движущиеся объекты, спортивные соревнования, вспышки молний, капли воды и прочее. Для короткого и сверхкороткого времени экспозиции необходимо большое количество света, поэтому снимать нужно в светлое время суток и ясную погоду. В соответствии с художественным замыслом и идеей, можно выбрать такую выдержку и для темного помещения, чтобы выделить объект из темноты, но будет много недоэкспонированных участков.
Треугольник зависимости параметров
Взаимосвязь значений выдержки, диафрагмы и ISO отражается в схеме и называется треугольником экспозиции. При повышении одного из параметров при неизменных других изменяется конечный результат за счет увеличения или уменьшения глубины резкости.
Если увеличивать выдержку, то света на матрицу попадает больше, а движущиеся объекты размываются. Значение выдержки не влияет на ГРИП, только на экспозицию. Если изменять степень открытия диафрагмы при постоянных остальных значениях, меняется и глубина резкости, и количество света на матрице. При повышении значения f, увеличивается размытие фона за счет уменьшения глубины резко изображаемого пространства. Таким образом получается размытый фон и можно сделать нечеткий передний план, чтобы подчеркнуть объект съемок. При раскрытии диафрагмы увеличивается и количество света, попадающего на матрицу, соответственно, нужно корректировать значение ISO, чтобы не переэкспонировать снимок.
Для оценки экспозиции в процессе съемок можно использовать удобный инструмент – гистограмму, на которой сразу видно, если света слишком много, или мало. В зависимости от условий съемок можно на ходу скорректировать параметры и получить более качественный кадр.
Настройка в зависимости от условий съемки
Чтобы определиться с параметрами для фотографии, нужно примерно прикинуть количество света в месте съемок, расстояние до объекта и условия – будет ли движение в кадре, какой жанр и стиль выбран. Если вы снимаете на улице днем на большом пространстве, сразу выставляйте минимальное значение ISO (50-100), среднюю выдержку (1/30 – 1/2) и делайте пристрелочные снимки с разными значениями диафрагмы, фокусируясь на объекте, бесконечности, переднем плане. Так вы определите нужные параметры.
Съемки в тех же условиях, но ночью потребуют повысить ISO, увеличить выдержку и захватить с собой штатив. Если при недостаточном освещении предметы будут перемещаться, то есть смысл снимать в средних показателях ISO, но при открытой диафрагме. ГРИП уменьшится и фон будет размыт, но объект съемок будет в фокусе.
В студийной съемке главным будет выдать максимальную четкость и правильное освещение. Тогда потребуется короткая выдержка, минимальное значение светочувствительности и максимально раскрытая диафрагма. Это даст возможность снимать близко, использовать студийные осветители. Такие условия – идеальны для наработки навыков в настройках камеры: света всегда достаточно и он работает в нужную сторону, объект съемок максимально неподвижен, а расстояние выбирает сам фотограф.
Самым сложным считается вариант съемок на праздничных или спортивных мероприятиях, при создании репортажей. В такой ситуации много движущихся объектов, постоянно изменяются световые условия и расстояния. Для свадеб или праздников существуют режимы с приоритетом выдержки, ISO или диафрагмы, когда изменять нужно не все параметры, а только 1-2 из них. В любом случае, время экспозиции будет минимально возможным, ИСО часто снижается до базовых значений 50-100. А работа ведется за счет изменения диафрагмы и фокусировки. Спортивные соревнования – отличное место для использования телевиков (объективом с расширенным фокусным расстоянием) и короткой выдержки.
Автоматические режимы
Для облегчения работы фотографа в условиях, когда качество работы будет проверяться максимум на снимках 10х15 см или на экране ПК, есть смысл обратиться к автоматическим режимам. То же самое касается домашней фотосъемки, когда нужно запечатлеть событие максимально подробно без создания художественности и фотографических изысков.
Самые распространенные режимы:
- Портретный режим направлен на поиск минимально возможной глубины резкости для данного объекта, чтобы максимально передать детали лица. Выбирается минимально возможное значение f. В таком режиме можно вести и предметную фотосъемку.
- Ландшафтный, напротив, ищет показатели f, при которых ГРИП будет максимальный, иногда даже выставляется фокусировка на бесконечность.
- Спортивный режим подразумевает минимальную выдержку для данной экспозиции, чтобы получить четкое неразмытое изображение. При этом повышается ИСО и выбирается наименьшее значение f.
- Ночной, наоборот, предлагает снимать на максимально возможной выдержке и светочувствительности. Минусом такого режима является необходимость использования дополнительного освещения переднего плана.
У каждой камеры есть свой набор режимов, значительно облегчающих жизнь и голову простых обывателей. Если внимательно изучить прилагаемую инструкцию, можно снимать вполне приличные и качественные фотографии, не углубляясь в дебри технических параметров фотоаппарата. Люба фотография складывается из комплекса параметров и является уникальной в каждую секунду времени. Задача фотографа увидеть этот момент и правильно ухватить его, используя возможности своей фотокамеры.