Двойная экспозиция: суть эффекта и пути его создания

17 апреля 2019
525
0

Техника представляет собой объединение двух отдельных снимков в один кадр. Цель - создание иллюзии того, что два снимка составляют единое целое. Изначально являясь технической оплошностью, она постепенно эволюционировала в художественный прием с мощнейшим творческим потенциалом. И сегодня ее популярность в области художественной фотографии подскочила до небес. Причем она пользуется спросом не только не только среди профессиональных фотографов. К ней прибегают также дизайнеры и художники, чтобы с ее помощью создавать интересные абстрактные картины. Сегодня мы решили посвятить вас в тонкости двойной экспозиции, немного рассказав об истории ее появления, метаморфозах, целях, способах достижения и многом другом.

Содержание статьи:

Становление двойной экспозиции как художественного приема

Свое начало она берет еще в далеких временах старых добрых пленочных фотоаппаратов. Чтобы сделать фото с таким эффектом, не требовалось особых усилий: нужно было два раза прокрутить кнопку "пуск", не прокручивая при этом пленку. Вуаля! Волшебный кадр готов! Конечно, снимки такого типа были очень спонтанными, итог от совмещения кадров таким образом было почти невозможно предсказать. Ведь кто знает, насколько выигрышным в итоге станет сочетание. У фотографа была одна возможность: заранее проанализировать вероятный результат путем предположения о том, насколько хорошо будут гармонировать эти два кадра. Однако этого было мало для стопроцентного прогноза. Слишком многое в этом случае зависело от того, как поведет себя пленка. Но, как всем известно, в несовершенствах часто и скрыта подлинная красота. И совмещенные кадры могли стать ее настоящим воплощением. При взгляде на самые удачные плоды этой изначально экспериментальной техники, талантливые фотохудожники не могли не увидеть в ней необъятные творческие перспективы.

С течением времени появилась возможность контролировать процесс создания таких изображений до последней мелочи. Этой возможностью стал фотошоп, в котором для контроля процесса созданы все необходимые условия. Конечно, в этом способе есть и минусы: хотя для создания идеального кадра имеются все условия, того волшебного эффекта случайности, который появляется на пленочных фотографиях, уже не будет. Впрочем, в любом способе есть свои плюсы и минусы. Вы можете лишь выбрать тот, который подходит вам больше всего. Фотошоп сегодня доступен каждому, пленочные фотоаппараты никогда не уйдут в прошлое, а цифровые сегодня весьма стойко держатся на пике популярности.

Двойная экспозиция и ее роль в искусстве

Учитывая техническую простоту приема и огромный простор для творчества, который он при этом предоставляет, его огромная популярность во многих сферах искусства закономерна.

Например, его очень широко применяют в создании кинопостеров. При хорошей идее совмещенные фотографии могут быть связаны ассоциативно или по смыслу. Кроме того, фотографии в таких случаях прекрасно дополняют друг друга, создавая очень красивую и содержательную композицию.

С неменьшим энтузиазмом к эффекту прибегают в ходе создания обложек музыкальных альбомов.

Двойная экспозиция на обложках книг - явление, которое также можно заметить довольно часто.

Широко применима она и в разного рода рекламных компаниях, в том числе в области социальной рекламы.

Использование эффекта будет беспроигрышным способом продемонстрировать внутренний мир и переживания человека.

А если цель фотографии - подчеркнуть гармонию человека и природы, он снова станет незаменимым помощников в этом.

Самые известные фотографы, работающие в этой технике

Двойная экспозиция - прекрасный способ подчеркнуть противоречивость в характере каких-либо явлений, продемонстрировать многозначность и глубину кадра. Самые удачные работы в технике - это средоточие таинственности, двусмысленности и аллегоричности. Наш мир хаотичен и неуловим, он постоянно меняется и куда-то стремится. Что может подчеркнуть это в фотографии лучше, чем использование эффекта двойной экспозиции? Неудивительно, что талантливые фотографы выбирают для своих работ именно этот способ съемки. Для нашего материала мы отобрали пятерку лучших мастеров, снимающих в этой технике. Полюбуйтесь на их волшебные работы! Кто знает, возможно, они станут для вас источниками вдохновения.

  1. Никита Петров

 

Этот талантливый фотограф живет с Санкт-Петербурге. Работает исключительно в технике двойной экспозиции. Снимает на разные камеры и, как любой настоящий художник, находится в перманентном творческом поиске.

 2.     Константин Наумов

Работы фотографа удивительно многогранны и глубоки. Суть его работ нужно постигать неторопливо и вдумчиво, и только тогда вам откроются все их смысловые грани.

 3.     Анета Иванова

 

Фотограф из Болгарии. Осваивать науку фотографии она начала еще в детстве, когда ей было всего 13 лет, причем делала это своими силами. Ее главный интерес - жанр портрета, в котором она активно использует технику двойной экспозиции, и делает это весьма успешно.

 4.     Гийом Зюли

Заслуженно известный фотограф из Франции, который долгое время сотрудничает с самыми популярными представителями прессы страны: Le Monde, Telerama, Liberation. Одним из его самых известных и сильных фотопроектов является «Двойная экспозиция: фотография и память». Зюли ведет над ним работу с 1996 года. Идея, которую он избрал для проекта, - город как хранилище воспоминаний. Больше десяти лет он ведет эту работу, снимая разные города в технике двойной экспозиции. Гений работает только с черно-белой высокочувствительной пленкой. Работы художника участвуют в самых престижных выставках по всему миру.

 5.    Андре де Фрейтас

 Молодой и популярный фотограф из Перу. Его также знают под псевдонимом Megatherium. Поскольку он является бакалавром компьютерной анимации, у него есть возможность с успехом применять свои знания в творчестве. Он говорит, что его вдохновляют такие мастера, как Райан Шуд, Дэймон Лоубл и Райан Пфлуджер. В круг его профессиональных интересов входят портрет, кинематография и мир моды.

Способы создания двойной экспозиции

Создание двойной экспозиции при помощи фотоаппарата

1. Сделайте фото для силуэта. Обратите внимание, что его фон должен быть равномерным, чистым и не слишком ярким.

2. Выберите подходящую структуру для заполнения. Для нее также предпочтителен чистый и неброский по цвету фон.

3. Включите фотоаппарат и приготовьте снимок с силуэтом, который был сохранен раньше. Зайдите в настройки фотоаппарата и выберите в них режим двойной (или многократной) экспозиции.

4. Оставьте камеру в режиме просмотра фотографии и направьте ее на структуру. Нужно совместить снимки и разместить текстуру внутри силуэта.

5. Теперь вам осталось только произвести съемку с выбранными параметрами, а фотоаппарат сам произведет совмещение фотографий.

Создание двойной экспозиции при помощи фотошопа

 

Как мы уже упоминали выше, фотографы могут без труда воспроизвести этот эффект на снимках, не прибегая для этого к особым техническим ухищрениям. При помощи своего фотоаппарата, причем как пленочного, так и цифрового, если он имеет в настройках подобную функцию. Финальный эстетический эффект будет зависеть от вашего таланта, но чисто технически это не представляет никакой сложности. А как же создать эффект двойной композиции в программе фотошоп? Об этом мы сегодня и поговорим.

 Пошаговая инструкция:

 Шаг первый

Сначала нужно выделить объект на исходном изображении (портрете). Для этого обведите лицо контуром при помощи инструмента "перо".

 Шаг второй

 Теперь необходимо грубо обвести контур вокруг линии волос модели на изображении, углубившись на несколько пикселей вниз. Это поможет вам избежать выделения заднего фона между волосками.

 Шаг третий

Нарисуйте контур вокруг лица на фото. Замкните его на начальной точке. По готовому контуру щелкните правой кнопкой мыши и выберите в появившемся окне опцию под названием "образовать выделенную область", далее установите "радиус растушевки".

 Шаг четвертый

На данном этапе подкорректируем грубую линию вокруг волос. Выбираем "Выделение-Уточнить край". Появится окно настроек. Измените в нем радиус определения краев, включив в настройках "сдвиг края". Это нужно для преобразования линии контура в активное выделение.

 Шаг пятый

Расширьте края области, которая была выделена. Это добавит части заднего фона вокруг лица. Выберите опцию "удалить уточнения". Она представляет собой иконку с изображением кисточки в настройках опции "уточнить край", затем с помощью этого инструмента прокрасьте нежелательные области заднего фона.

 Шаг шестой

Выберите инструмент "уточнить радиус". С его помощью нужно будет прокрасить линию волос вокруг контура. Это нам нужно сделать для того, чтобы захватить волоски, еще не вошедшие в контур, выделенный ранее.

 Шаг седьмой

Сделайте копию выделения, потом наложите его на новый слой. Новый слой создайте ниже того, на котором выделен контур лица. Затем сделайте его заливку белым цветом, чтобы отделить таким образом портрет модели.

 Шаг восьмой

Откройте картинку с изображением пейзажа и перетащите его на документ, с которым мы уже работаем. Слой с изображением пейзажа поместите поверх других. Затем щелкните по миниатюре, на которой выделен портрет. В результате выделение вокруг портрета станет активно. После этого добавьте слой-маску к слою с изображением пейзажа, чтобы выделить часть пейзажа, расположенную по контуру портрета.

 Шаг девятый

На данном этапе нам потребуется отменить миниатюры слоя и слоя-маски. Это даст нам возможность перемещать картинку с изображением пейзажа и масштабировать ее, делая это независимо от слой-маски, а потому маска будет сохранять прежнее положение. А мы тем временем подберем наиболее подходящую композицию для желаемого эффекта, трансформируя пейзаж по своему усмотрению.

 Шаг десятый

Продублируйте слой, на котором выделен портрет. Перенесите дубликат слоя на самый верх, расположив его поверх всех прочих слоев. Примените коррекцию "уровни", далее - "изображение-коррекция-уровни". Постепенно начинайте затемнять изображение, смещая бегунки Входных и Выходных значений.

 Шаг одиннадцатый

Измените режим наложения для дубликата слоя на "Осветление", чтобы добиться прозрачности затемненных участков лица. Скорректируйте непрозрачность слоя.

 Шаг двенадцатый

Добавьте к слою с портретным изображением слой-маску. При помощи мягкой и большой кисти, имеющей черный цвет, прокрасьте отдельные участки для совмещения. Прокрашивая кистью черного цвета, мы скрываем фрагменты портрета, а прокрашивая кистью белого цвета, наоборот, восстанавливаем участки, которые были скрыты ранее.

 Шаг тринадцатый

Выберите на изображении образец светлого оттенка и произведите замену белого заднего фона на тот оттенок, который вы выбрали для него. В этом вам поможет инструмент под названием "Пипетка". Выберите с его помощью нужный оттенок. После этого перейдите на слой с белой заливкой, чтобы осуществить заливку.

 Шаг четырнадцатый

Как видите, часть портретного силуэта имеет в своей верхней части странную форму, которая выглядит некрасиво. Но это можно исправить. Просто выберите наиболее подходящий оттенок с заднего фона и прокрасьте мягкой кистью на новом слое этот участок.

 Шаг пятнадцатый

Добавьте новый корректирующий слой, поместив его поверх всех остальных. Это позволит скрыть краски на картинке. Скорректируйте прозрачность слоя приблизительно до тридцати процентов.

 Шаг шестнадцатый

Далее идет добавление еще одного корректирующего слоя под названием "Уровни". К нему нужно прибегнуть, чтобы контраст светотеней стал лучше.

 Шаг семнадцатый

Вот мы с вами добрались до последнего шага на пути к финишу. Добавьте корректирующий слой "Край градиента". Это поможет создать стиль отдельных тонов. В данном конкретном уроке для бликов от света использован светло-бежевый оттенок, для средних тонов - не очень яркий коричневый, для теней - темно-синий. Обязательно измените режим наложения для этого слоя с "Карты градиента" на "Цветность".

В двойной экспозиции скрыт поистине необъятный простор для вашего творчества. Главное - выбрать для себя наиболее подходящий способ ее создания. И вперед, к новым творческим вершинам!

Комментарии

VerifyCode
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Будьте первым, кто оставит отзыв для этой статьи.