Световая кисть в фотографии

18 сентября 2017
839
1

Источники света для фотографа являются инструментами, именно с их помощью появляется картина, прорисовываются детали, добавляется интрига и создается сюжет и внутренняя философия. Световая кисть – тонкий точечный луч, управляемый художником при создании шедевров. С ее помощью можно аккуратно и ненавязчиво выделить сразу несколько участков снимка, расставить акценты и подчеркнуть фактуру, форму или цвет объекта съемок. Существуют несколько видов техники применения световой кисти в фотографии, возможности и рамки ограничены только фантазией фотографа.

Содержание статьи:

Что такое световая кисть

Если говорить технически, световая кисть – небольшой пучок света, направляемый фотографом на небольшой участок снимаемого объекта. Таким образом источник должен быть подвижным, регулируемым и компактным. Самый простой пример световой кисти – обычный карманный фонарик. Он дает узкий направленный луч при настройке на самый узкий диаметр, расстояния вполне достаточно, чтобы комфортно управлять его местоположением на снимаемом объекте.

 22.jpg?1505715359123

Существуют специализированные устройства для подачи света точечно, главный их недостаток – высокая цена, как и любого профессионального оборудования. Лампа такого источника имеет постоянную цветовую температуру (примерно 5500 К), а также позволяет использовать цветные фильтры и различные насадки. Если вы снимаете натюрморты и портреты световой кистью достаточно часто и занимаетесь таким жанром профессионально, то целесообразно будет ее приобрести. Фотографу любителю, когда он редко пользуется этим приемом, достаточно будет самодельно устройства. Светит хороший фонарик также, а некоторые неудобства можно потерпеть.
Световая кисть используется наиболее часто в съемках натюрмортов, а также для портретной или предметной фотографии. Высшим пилотажем можно считать использование данного приема в пейзаже, но тогда «фонарик» должен быть значительно мощнее.



Сделать световую кисть своими руками

Можно приобрести оборудование в магазине, тогда будет проще настраивать подачу света, диаметр пятна, добавлять фильтры. Но можно сделать световую кисть самостоятельно и сэкономить. В интернет магазинах устройство будет стоить от 3000 до 15000 рублей.
Первое, что нужно взять – правильный фонарик. Лучше всего использовать галогеновый, он достаточно яркий и не изменяет цвета объекта. При выборе попробуйте максимально сузить световое пятно, чем меньше диаметр можно сделать, тем точнее будет прорисовка на фотографии. Еще один важный момент – вес фонаря, его придется держать долгое время, если он будет тяжелый, руки быстро устанут и точность направления луча значительно снизится.

Для более точной направленности света можно применить просто дополнение – тубу из картона или бутылки. Они крепятся на фонарик создавая ограничитель для светового потока. Свет меньше рассеивается и в большем объеме попадает на объект съемки. Конструкция с возможностью перемещать фонарь внутри трубки даст возможность регулировать ширину пучка света.

Такое устройство позволит вам «рисовать» по объекту бликами света, высветляя из темноты нужные элементы. Конструкция достаточно легкая, рука не устанет даже после нескольких часов работы с ней, быстро разбирается и собирает, а также просто дополняется фильтрами для создания нужных эффектов.

Готовимся к съемке

Процесс подготовки к съемкам можно условно поделить на 2 этапа: Приобретение необходимого оборудования и детальная проработка макета или задумки. Все это необходимо для упрощения создания фотографии, чтобы не отвлекаться и не нарушать творческий процесс. Для создания снимка световой кистью понадобятся:

  • Камера. Ваш фотоаппарат должен давать возможность настроить экспозицию, выдержку, ISO и диафрагму. Необходимо использовать ручные настройки, они позволяют создать нужные акценты. Хорошим плюсом будет возможность удаленной связи с ПК, чтобы отсматривать уже снятые кадры.
  • Объектив. Выбирайте модель с фокусным расстоянием от 85 мм, такая оптика позволит снизить искажения перспективы до минимальных значений, что актуально при съемках с близкого расстояния.
  • Источник света. Использовать можно все варианты, остановимся на фонарике небольшого размера. Выбирать нужно яркий и с одной лампочкой или светодиодом, несколько будут выдавать блики и точки. Первый вариант подходит для создания эффекта состаренных фото, лампочки дают мягкий теплый свет. А вот светодиоды будут более холодные и отлично подойдут для металлических и стеклянных поверхностей. Важный момент – кнопка включения фонаря, она должна быть мягкой, чтобы в момент нажатия рука не дрогнула от усилий.

  • Штатив. Съемка будет производиться с длинной выдержкой с фиксированным фокусом, камера должна быть зафиксирована. Выбирайте штатив по весу камеры с регулировкой положения в 3 плоскостях минимум, тогда можно выбрать оптимальный ракурс.
    - Спусковой механизм – пульт ДУ, тросик, кнопка, то есть любое приспособление, позволяющее удаленно открывать затвор, исключая колебания и движения руками.
  • Секундомер или таймер. Он позволит правильно отмерить экспозицию.
  • Дополнительные инструменты и атрибуты для создания различных эффектов: стекло, фильтры, насадки, отражатели, горючие жидкости для обрамления объектов в пламенное кольцо, рамки, декоративные элементы.

Фонарики можно брать нескольких вариантов, даже на одном снимке комбинируя ламповые и светодиодные модели, можно добавлять цвет, фоновый свет, блики и другие эффекты. Все зависит от задумки автора, его творческого видения ситуации и возможностей камеры.

Основная «борьба» ведется в графическом редакторе при составлении слоев, настройке баланса белого, усилении или ослаблении подаваемого света, наложении эффектов. Шедевр создается совокупностью всех важных элементов и способностью автора на эксперименты и интересные решения.

Проработка макета должна быть максимально детальной, начиная от расположения каждой семечки и ниточки, заканчивая маршрутов световой кисти по объектам и времени экспозиции каждого элемента. Для этого делаются пробные кадры незафиксированной камерой, выбирается лучший ракурс, композиция и подбираются эффекты. Затем тестируются скорость движения световой кисти по объектам, экспозиция, выдержка, моменты включения и выключения фонаря. На пробных снимках отмечаются элементы, которые необходимо подсветить, последовательность и интенсивность освещения.


Настройки камеры при применении световой кисти

После подготовки всех необходимых инструментов и аксессуаров, после проработки композиции и процесса съемки, можно начинать настраивать камеру. Основные параметры, необходимые для фотографии с применением световой кисти:

  •  ISO или светопоглощение;
  • Степень открытие диафрагмы;
  • Длительность выдержки и экспозиции
  • Баланс белого.

Выбираем полностью ручной режим настроек, выставляем максимальный уровень ISO, потому что будет важен каждый квант света. Диафрагму ставим, исходя из мощности фонаря и фокусного расстояние, обычно выходя средние параметры f/8-16. С показателем можно «поиграть», получая интересные эффекты. После настроек диафрагму не трогаем, нам нужна постоянная глубина резкости, а менять резкость и другие параметры можно, за счет ISO и выдержки.

Снимать световой кистью нужно при длительной выдержке, только так можно прорисовать во времен отдельные элементы. Длительность выдержки придется выбирать опытным путем, только так можно понять, оптимальное время на подсвечивание нужного объекта. Обычно ставится не менее 20 секунд.

Можно двигать кистью в реальном времени и получать освещенность большого участка, а можно делать отдельные кадры на каждый луч света, если детали маленькие и такого подхода будет достаточно. Потом все кадры собираются в один путем наложения слоев.

Большинство настроек будут выставляться на месте по ситуации, подбирая оптимальное сочетание «на объекте». Единых рекомендаций и требований невозможно найти, каждый натюрморт уникален, как и творческий подход фотографа.


Процесс съемки с использованием световой кисти

Камера настроена, фотограф готов, все подготовительные мероприятия завершены. Пришло время для решающего этапа – съемки со световой кистью. Поднимается затвор и начинается самое интересное. Нужно перемещать луч фонаря по заданному маршруту не спеша, без резких рывков, для этого используется секундомер. После оформления одного объекта, фонарик выключается или створки закрываются. А луч света переводится на второй объект и так продолжается до момента достижения необходимой освещенности натюрморта или портрета.

С первого раза вряд ли получится высокий уровень, обычно требуется несколько часов, чтобы отработать объект на 100%. Создается нужное количество вариантов с запасом, чтобы затем использовать их в редакторе для сборки общей картины.

Снимать лучше в RAW, чтобы было больше возможностей для редактирования. В процессе работы выводите на экран гистограмму кадра, она четко покажет, что изменить, а где подкорректировать. Если есть возможность вывода снимков на большой экран, обязательно используйте ее, на дисплее не всегда видны детали.

 

Обработка финальных снимков в редакторе

С камеры фотографии или их заготовки попадают в ПК в графический редактор, самый популярный уже многие годы – Adobe Photoshop, его используют 90% фотографов для работы со слоями и эффектами. Для начала выравниваем баланс белого на всех снимках, отрегулировать яркость и контрастность, особенно актуально, если использовалось несколько источников света.



Для наложения слоев используем режим черной маски, обозначая кисточкой нужные участки на каждом кадре. Соединяем слои, проходим штампом, регулируем резкость и получаем снимок, готовый к наложению эффектов – огонь, текстуры, блики.

Светографика – вариант использования световой кисти

Совсем другой смысл приобретает прием «световой кисти», если использовать его в качестве основного объекта. На длинной выдержке при максимальном ISO в темноте фонарем или другим источником света можно нарисовать практически любую фигуру. Такой прием используется для съемок огненных или световых шоу, когда участники на высокой скорости двигаются огненными шариками или светодиодными фигурами. На выходе получается картина перемещении яркого объекта в течении работы камеры. Длительность выдержки следует выбирать, исходя из скорости движения объекта, если передержать, можно получить хаотичные блики или непонятный узор.

 

Маленький постскриптум

Чтобы создавать шедевры не требуется специализированная техника, инструменты и аксессуары. Для съемок в технике «световая кисть» понадобится объект, камера, штатив и источник света. Какую подсветку бы вы не выбрали, при правильном применении можно создать уникальную композицию. Этим и отличаются профессионалы от любителей – нужно уметь снимать в любых условиях.

Основные советы начинающим:

  1. Снимайте как можно больше, берите камеру с собой. Только опыт и выработка интуиции помогут вам легко создавать фотографии.
  2. В качестве световой кисти берется обыкновенный фонарик, им прорисовываются отдельные элементы на снимке.
  3. Съемки должны проходить в абсолютно темном помещении, весь свет создается искусственно.
  4. Тени создаются подсветкой с одной стороны, если хотите добавить их на снимок, подержите фонарик подольше в таком положении.
  5. Комбинируйте фоновый контровый, заполняющий свет, остальное дорисовывайте точечно.
  6. Камера работает в ручном режиме с длительной выдержкой, поэтому крепится к штативу.
  7. Одевайтесь в темную одежду, исключите блики, в том числе и от дисплея камеры.
  8. Не бойтесь экспериментировать с освещением, в этом и заключается «работа» фотографа.
  9. Технику «световая кисть» можно с успехом применять для портретов и натюрмортов, но и в пейзажной съемке добавление точечных участков света может дать интересные эффекты. Тут можно брать фонарик помощнее и побольше, выделять участки стены, деревья, машины и многое другое. Световая кисть поможет вам создавать сюрреалистические композиции, фантастические сюжеты и качественные правильно освещенные снимки. Некоторые эффекты невозможно изобразить никаким другим методом.

В исполнении данная техника считается одной из самых простых, даже новичку будет несложно тренироваться создавать фотографии с подобной подсветкой. Тренируйтесь больше и создавайте шедевры.

Комментарии

Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Яна | 19 марта 2018 | 19:33

Ну уж нет, матушка, давайте уж без фотошопа. Это совсем другая история, и профессиональные фотографы работают без постобработки. Посмотрите творчество Олега Зотова, например.