Фотосъемка при естественном освещении

16 июня 2017
3105
0

Естественное освещение создает идеальные условия для рождения ярких, живописных кадров. Перед фотографом открываются возможности игры с тенями, контрастами, световыми акцентами. Но вместе с тем под открытым небом снимать сложно, необходимо учитывать особенности каждого из временных периодов и в соответствии с этим комплектовать свой фоторюкзак.

Содержание статьи:

Хотите, чтобы ваши творческие задумки эффектно вписались в пространство кадра, учитывайте характеристики конкретного времени суток и будьте готовы к погодным капризам. В статье подробно распишем периоды активности солнца и дадим полезные советы по фотосъемке.

 

Естественное освещение

От освещения зависит цвет, контрастность, яркость, характер снимка, его эмоциональная выраженность. Даже самая удачная композиция может потерять свою художественную идею. Размытый контур, мутация цветовой палитры, потеря концептуальных акцентов - к таким последствиям может привести неправильно “пойманный” свет.

Давайте разберемся, от чего зависит естественное освещение, как добиться оптимальных условий съемки:

  • Астрономические факторы. Речь идет об особенностях конкретного географического расположения. Южные и северные страны отличаются яркостью солнечных лучей в один и тот же промежуток времени.
  • Обратите внимание:
  • Даже летом в Сибири свет в зените не будет таким ярким, как, к примеру, в Сочи. Планируя фотосессию в выбранном вами месте, учитывайте эти особенности.
  • Метеорологические характеристики. Как не крути, но под открытым небом съемкой верховодит погода. В ясный день освещение позволяет сделать яркие, контрастные, выразительные кадры. Цвета будут сочными, каждая деталь композиции выполнит свою художественную роль. Как только тучи стянут небо, запустится процесс преломления лучей, освещение станет приглушенным, тусклым.
Но, как говорится, у природы нет плохой погоды. И в дождливый день у вас будет возможность сделать интересные снимки. Буйство стихии - ветер, молнии, плачущее небо - обладает особенным настроением. Фотографии получаются вдумчивыми, атмосферными.

  • Дополнительное освещение. Этот фактор важно учитывать при съемке в сумерки, когда солнце уже спряталось за горизонтом, но еще подсвечивает небосклон. Эффектно получаются снимки водной глади на побережье. В кадр можно впустить силуэт человека и сбоку его искусственно подсветить. В темное время суток все зависит от того, что вы хотите получить на фото.
  • Для фризлайт задумок дополнительное освещение станет врагом. Оно не требуется и для городских пейзажей на длинной выдержке. Фотографируете человека, событие, делаете репортажную съемку - без подсветки не обойтись.

Временные периоды съемочного дня

Классификация основана на поведении солнца, его высоте над землей. Планируя фотосессию под открытым небом, профессионалы ориентируются на 4 временных промежутка.

Закат и рассвет

Период низкого стояния солнца - один из самых излюбленных. Ранним утром (летом это время с 4.10 до 4.30), когда небо мягко освещается лучами проснувшегося светила, через объектив можно тонко передать все живописные нюансы пейзажа. Почему освещение в это время суток так ценится фотографами?

Все дело в положении солнца, длине его лучей и спектральной плотности. Появившись над горизонтом под углом в 15 градусов, лучи равномерно распределяются на поверхности земли, оставляют длинные тени.

Ландшафт местности смотрится в красивом объеме, рельефный, красочный, с четко прорисованными деталями - идеальные условия для качественного пейзажного снимка. Но поправка: только в ясную, безоблачную погоду. Между объективом и солнцем появились тучи или плотные облака - исчезнут тени, снимок потеряет контрастность, сочность.

Утреннее время

Этот период отлично подходит для фотосессий на природе. Детские дни рождения, пикники, спортивные активности, репортажи с места событий. В хорошую погоду снимки получаются четкими, красочными, каждый элемент пространства кадра - на своем месте, в контрастно выраженной фактуре.

  • Солнце еще не поднялось высоко, и у вас есть возможность красиво поиграть с тенями.

Эффектные фотографии можно сделать с брызгами воды. Они обретают серебристое свечение, искрятся на солнце. Чтобы остановить капли в воздухе, застопорить динамику момента, профессионалы рекомендуют снимать на коротких выдержках. Пробежка в парке, прогулка с собакой, игры в мяч - утренние часы до 12.00 отлично подходят для кадров в движении.

Обеденное время

В периоде с 12.00 до 15.00 солнце находится на пике активности, в зените. Небесное светило поднимается над землей под углом в 70 градусов, что приводит к резким контрастам. Горизонтальные поверхности становятся засвеченными, а вертикальные - слишком темными. Лучи бьют в верхнюю точку объектов, лишая цветности фронтальные стороны. Фотографы стараются избегать этого времени суток, предпочитая подождать вечера или успеть завершить фотосет до полудня.

Если время не терпит и вам нужно срочно сделать снимок, спасет ситуацию дополнительная подсветка или отражатели. Но человеку, которого вы будете таким образом фотографировать, будет очень некомфортно: палящее солнце и искусственный свет слепят, режут глаза.

Сумерки

Идеальный период для романтического фото, love-story, неспешных прогулок, городских пейзажей. Солнце под углом 60-50 градусов садится за горизонт и открывает новые возможности для съемки. Освещение становится мягким, рассеянным, равномерно распределяет тени, цвета объектов обретают приглушенные, но все еще насыщенные оттенки. Пока солнце окончательно не скрылось за пределы неба, фотографируйте людей.

  • Внимание!
    С темным фоном лица получатся засвеченными, силуэты размытыми. Ночное время идеально для съемки городских пейзажей на большой выдержке. Мосты, очерченные искрящимися лучами фонарей, дороги с автомобилями, улицы и кафе с заманивающими витринами. Пока солнце спит, у города начинается вторая жизнь.

Характер освещения

Теперь рассмотрим разновидности освещения по интенсивности, спектральной плотности и направленности лучей. От этого напрямую зависит композиция кадра. Выделим три основных типа:

  • Направленное. К этой категории относятся прямые солнечные лучи. Один из нюансов, которого необходимо избегать, - темные тени. Направленные лучи хорошо освещают объект, сохраняют сочность оттенков и при этом лишают композиционные элементы кадра красивой, плавной рельефности. Тень получается слишком контрастной. Исправить это можно с помощью отражателей или дополнительной искусственной подсветки.

  • Рассеянное. Здесь противоположный эффект. Лучи солнца, преломленные сквозь тучи и облака, лишают объекты съемки контрастности. Предметы теряют свои тени, в кадре становятся плоскими. Меняется и цветовое восприятие, яркие оттенки становятся приглушенными. При таком освещении хорошо снимать художественные фото с эффектом размытия: туманы над рекой, повисшие на вершинах горы облака.

  • Комбинированное. Оптимальный тип освещения, сочетающий в себе преимущества рассеянного и направленного света. Снимок эффектно отражает предметы с полутенями, красиво очерченным рельефом, цветовой палитрой, контрастностью. Каждый элемент композиции выполняет свою роль. При этом освещении можно снимать как статичные кадры, так и в динамике.

 

Варианты освещения

Стоит выделить разновидности освещения со стороны фотоаппарата, которые обладают своими художественными, композиционными и экспозиционными особенностями:

Переднее или на профессиональном языке - фронтальное

Объекты освещаются под прямым углом, линейно. Это позволяет точно передать цветовые характеристики элементов композиции, выделить их силуэт. Тени при этом контрастные, без плавных переходов в полутонах. Фронтальное освещение при съемке на природе позволяет эффектно запечатлеть пейзажи, городские сюжеты, когда в кадре множество красок и деталей.

Передне-боковое и боковое

Идеально очерчивает предметы, задает им красивые контуры, податливо в управлении тенями. Кадр улавливает плавные переходы тонов и полутонов. Цветность не меняется, а появляется объемная рельефность. При этом освещении особенно удачно получаются архитектурные и арт-объекты, красивые здания, памятники, силуэты людей.

Контровое или контурное

Солнце обращено к объективу. В таких условиях фотограф может контрастно выделить очертание предмета на светлом фоне. Объект теряет тени, точнее они меняют свою сторону - перемещаются на передний план. Новички стараются избегать контрового освещения, а профессионалы намеренно используют его для создания концептуальных художественных кадров.

Съемка человека при естественном освещении

Человек задает фотографии жизнь, динамику, вносит в композицию смысловую нагрузку, характер, темперамент. Фотосессии на улице располагают множеством интересных решений. Но для красивых и качественных кадров необходимо учитывать не только фон. Одна из важнейших составляющих - освещение. В помощь начинающим фотографам дадим полезные советы, как правильно снимать человека под открытым небом:

  • Выбирайте ракурс, который целостно захватит фон, расположит силуэт в нужном месте и сделает композицию органичной и сбалансированной;

  • Избегайте пересвета зданий, на фоне которых снимаете человека. Силуэт при этом получится темным, а строение потеряет свои архитектурные черты, объем;

  • При передне-боковом освещении используйте эффект отражения от плоскости. Расположив человека рядом со стеной, поверните лицо чуть в сторону здания. Так солнечные лучи красиво и емко распределятся по всему силуэту, придадут красивую рельефность без мутации цвета.

  • Усложняют фотосъемку густые деревья в парках. При дневном освещении расположив человека под густыми ветвями, вы получите в кадре множество бликов на лице и пятен (микротеней от листьев). Идеальное место для фотосессии на природе - светлые поляны и опушки.

  • Снимая человека в полдень, когда солнце в зените, следует использовать отражатели или дополнительные источники света. Иначе тени получатся слишком резкими, лицо будет пересвечено, цветность поменяет свою гамму. Профессиональные фотографы избегают этого времени суток. 
  • Самые оптимальные периоды - утренние часы с 9 до 12 и вечер перед закатом.

В выборе времени для фотосессии ответьте на вопрос, что хотите выразить в снимке, какая перед вами стоит задача. Для пейзажей идеальны рассветы и закаты. Люди красиво и выразительно получаются в утреннее время. Город эффектен в вечерние часы. Для фризлайта лучшее время - ночь. Изучите особенности каждого типа и характера освещения и запаситесь дополнительными фото-инструментами, которые помогут осуществить ваши задумки в жизнь.

Комментарии

Будьте первым, кто оставит отзыв для этой статьи.