Как фотографировать натюрморт

19 июля 2017
1147
0

Начинающему фотографу может показаться, что снимать натюрморт – занятие простое и затрат энергии и времени почти не требует. Картинка статичная, объекты не двигаются, штатив исключает дрожание кадра и скачок камеры во время нажатия на кнопку. Но опытные товарищи могут опровергнуть это утверждение. Снять натюрморт достаточно сложно и потребуется не один час на расстановку предметов по законам композиции, подбор режимов, установку света и постобработку.

Если создание натюрмортов настолько сложное дело, зачем фотографы их снимают? У предметной съемки есть большие возможности для развития и работы: журналы и интернет-магазины, меню для ресторанов, рекламные снимки еды, предметов и товаров. С развитием социальных сетей, появилась необходимость красивых картинок обычной жизни, одним из направлений съемки стала фуд-фотография. Многие девушки с удовольствием выкладывают подаренные букеты, украшения. Мастера и рукодельницы стали снимать свои изделия именно в стиле натюрморта, добавляя фоны, различные элементы и подручные предметы для оформления композиции.

Из каких этапов состоит съемка натюрморта:

  • поиск и подбор объектов съемки, составление из них композиции;
  • поиск фона и места для съемки;
  • постановка света и отражателей;
  • настройка параметров камеры;
  • сама съемка, она может длится от нескольких минут до пары часов;
  • выбор и постобработка полученных снимков.

Рассмотрим все особенности каждого этапа подробнее, чтобы новичкам было проще сориентироваться в нюансах.

Композиция снимка при съемке натюрморта

Этап поиска идеи и дополнительных аксессуаров для составления красивой композиции – основополагающий для всего процесса. Лучше начать его с поиска идеи, если нет четкого заказа. Вопреки мнению о том, что натюрморт состоит из ваз, фруктов, овощей и букетов цветов, можно утверждать, что снимать можно любые предметы и их композиции, если они имеют художественную задумку и смысловую нагрузку.

В каждом натюрморте должны быть следующие элементы: центральный предмет или предметы, дополнительные элементы и аксессуары, подложка или поверхность, а также фон или задник. Все части должны гармонировать между собой и находиться в кадре, соответственно правилам построения композиции:

1. Натюрморт – это совокупность неживых статичных предметов, которые имеют свое настроение, цвет, фактуру, размеры и форму. Исходя из этого утверждения, нужно уметь тонко чувствовать все эти характеристики и совмещать их между собой.
2. Композиция хрупка и просчитать ее невозможно, нужно только видеть и понимать. Не существует категоричных правил постановки предметов, есть только советы и рекомендации. Но художники тем и славятся, что нарушают правила, создавая очередной шедевр.
3. В кадре должна быть выставлена идея, а не просто куча предметов, нужно передавать определенное настроение, историю или мысль. Солнечные картинки не должны содержать готических элементов, или в фуд-фотографии странно будет смотреться техника и рабочие инструменты, к примеру.
4. По смысловой нагрузке натюрморты подразделяют на художественные и фотографические, первые несут яркие краски, множество деталей и напоминают собой картины 18-19 веков. А фото-натюрморты отличаются минимализмом в деталях, ровными линиями, ограниченным светом и четко прослеживающимся содержанием.
5. При правильной расстановке предметов натюрморт передаст посыл зрителю. Для этого все элементы вписывают в условные геометрические фигуры, располагают горизонтальные или вертикальные линии, акценты и отвлекающие предметы.

6. Вертикали и горизонтали утомляют зрителя, поэтому предметы старайтесь расположить в движении - волнистыми или зигзагообразными линиями, ложки и вилки старайтесь располагать под углом к объективу.

7. Нужно четко определить и показать на снимке центр композиции – предмет, взаимодействующий с остальными, но явно выделяющийся и общей картины. Его можно выделить положением на фотографии, цветом, яркостью, контрастностью, резкостью. Два центра на картине быть не может, один элемент всегда главный, второй второстепенный.
8. Правило ритма позволяет сочетать похожие или одинаковые предметы, чтобы они не сливались в фон. К примеру, яблоки или карандаши может иметь повторяющиеся направления, но не должны лежать идеально ровно, если это не является задумкой автора и смыслом натюрморта.

9. Все элементы должны иметь что-то общее, сочетаться и создавать «беседу», которая поможет рассказать зрителю идею натюрморта.

10. Перед расстановкой предметов нарисуйте все элементы на бумаге, такой подход сэкономит вам время на придумывание идеи в процессе съемки.

Свет и тень – художественные элементы в натюрморте

Фотография является игрой света и теней, натюрморт не является исключением, скорее даже подтверждает это правило. Даже самую красивую композицию можно разрушить неправильно поставленным освещением. Он как бы завершает картину, дорисовывая детали и подчеркивая настроение фотографии. Итак, какой выбрать свет для натюрморта?

Дневной естественный свет от окна или во время съемок на улице создаст все необходимые акценты и выделить все детали. Но работа сильно ограничена по времени из-за короткого светового дня и погодных условий, в дождливый или пасмурный день нормальных снимков не получишь, снимая только под солнцем.

Кроме источников свет нужны еще и светоотражатели, которые и создают нужный объем, отражая и рассеивая лучи лампы.

От положения отражателя зависит, какой элемент вы выделите. Правильно выбрать можно только в процессе съемки в режиме «поставил-проверил». Прозрачные предметы требуют особого подхода: можно выставить темный фон, несколько источников света и несколько отражателей, или использовать специальное устройство – лайт-бокс. Он представляет собой коробку, изнутри оклеенную белой бумагой или тканью. Источники света помещаются на стенки, для камеры имеется отверстие, в таких боксах лучи не падают прямо на объекты, и предметы не дают теней.

  • Совет:
    самый интересный эффект создает боковой естественный свет, его использование в таком виде позволит дать объем предметам, создать причудливую историю теней, только если он не слишком интенсивный.

Как настроить камеру для съемки натюрморта?

Предметы расставлены, свет настроен, теперь берем в руки камеру и ставим ее на штатив. Натюрморты снимаются преимущественно статичной камерой и без встроенной вспышки. В плане режимов и настроек предметы снимать проще, чем моделей или природу. Здесь позволительно выбирать максимально длинную выдержку и закрывать диафрагму, особенно при съемке натюрмортов с настроением и глубокой историей.

Отличный вид создает телеобъектив или широкоугольник с минимальной глубиной резкости, что позволяет подойти к предметам максимально близко и более точно передать детализацию и фактуру. Каждую сцену снимайте с нескольких углов, подходите ближе, отходите дальше, экспериментируйте с фокусом и открытием створок. Светосильный объектив и диафрагма f1.8 позволит слегка размыть фон, создавая интересные художественные эффекты.

Процесс съемки одной композиции может занять у вас несколько часов времени, не бойтесь лишний раз попробовать перенастроить камеру или переставить предметы, лучше на выходе получить сотню разных кадров, из которых наверняка выберете парочку для постобработки.

Предпоследний этап – обработка снимков

Главное правило опытного фотографа: не показывайте никому снимки без финальной «шлифовки», в сети и в журналах нет необработанных фотографий. Чтобы можно было редактировать кадры и выравнивать недостатки, снимайте в RAW, весят такие снимки гораздо больше других форматов, но и преимуществ дают множество.

Тут никак не обойтись без редакторов, самым популярным уже много лет является Photoshop, позволяющий воплотить в жизнь практически любую задумку. Снимку можно добавить резкость, контрастность, наложить различные эффекты, добавить текстуры, высветлить или затемнить отдельные участки. Красиво смотрятся натюрморты, искусственно состаренные для передачи настроения.

Это предпоследний этап, потому что теперь готовые снимки нужно продать. Если вы снимаете для души, то тогда сохранить и забыть. В сети есть много сайтов, где можно разместить свои работы, даже продать их. Или получить заказ на тематические снимки. В зависимости от качества полученных фотографий и их «художественности», вы можете получать деньги и заказы. Совершенствую свои навыки, можно поднимать и планку стоимости снимка. Многие фотографы используют этот вид фотографии как основной заработок или как возможность пережить «не сезон».

Распространенные ошибки при съемке натюрмортов

Несмотря на обилие информации и подробных инструкций, начинающие фотографы делают одни и те же ошибка на первых порах. Избегать их не стоит, они дают понимание процесса съемки в целом, и всех нюансов, в частности. Что же не учитывают молодые фотографы:

1. Мало практики. Кроме как съемками, опыт и навыки никак не получить, поэтому снимайте постоянно, пока вы не научитесь выставлять параметры интуитивно. То же видение композиции невозможно без долгих и изнурительных непродуктивных съемок.

2. Отсутствие идеи. Провальные фотографии как раз сделаны из того, что было дома. Сначала рождается идея, потом под нее подбирается, ищется, покупается реквизит, формируется композиция. Все это сопровождается художественным посылом и несет определенное настроение.

3. Неправильно выбранный свет. Избыток или недостаток осветителей может испортить всю тщательно продуманную картину. Используйте естественный свет, лампы, свечки, фонари, выносную вспышку – любые источники, способные поддержать вашу задумку. Не направляйте на предметы прямой свет, используйте отражатели.

4. Погоня за дорогим оборудованием. Почти все гениальные картины создаются с минимальными затратами, потому что качество и уникальности натюрморта не в стоимости оборудования, а в руках, использующих его. Можно в студии с современной техникой снять посредственность, и тут же дома на «мыльницу» на заднем дворе запечатлеть шедевр.

5. Смешивание стилей, эпох и культур. В редких случаях можно вклинить элемент из другого временного периода, в 99% случаев все предметы должны перекликаться. Играйте с цветами, фактурой, постановкой и светом, а стиль и эпоху оставьте единой и неизменной.

6. Неправильный выбор фона. Мелочь, способная испортить всю композицию. Яркий, броский фон или его отсутствие, несочетаемые цвета могут оттянуть на себя внимание и нарушить гармонию кадра. Если фон не является художественным элементом и частью общей картины, выберите нейтральный цвет с максимально простой фактурой, многие предметы вообще лучше снимать у белой ткани.

7. Копирование других фотографов или художников. На первых порах это допустимо для сохранения в свою коллекцию, не на продажу, но дальше нужно искать свой стиль и отличительные особенности, за которые вас полюбят сначала заказчики, а потом и зритель. Фотографов без «изюминки», посредственностей миллионы, а известных фамилий всего сотни. Они нашли уникальные приемы, отличающие их от серой массы, только такие специалисты смогут продавать свои работы дорого.

Самое главное правило в съемке натюрморта: снимайте везде и всегда, ищите новые ракурсы, композиции, сочетания и постоянно упражняйтесь в искусстве видеть живое в неживом. Только тогда вы сможете вдохнуть душу в обычный снимок и создать настоящий шедевр. В этом жанре фотографии большую роль играет именно профессионализм, терпение и опыт фотографа, техника и стоимость оборудования уходят на второй план. Пока еще в создании натюрмортов практически нет ограничений, это может быть еда, канцелярские принадлежности, косметика, книги, цветы, аксессуары, украшения, фрукты и овощи, посуда, элементы декора и многое другое. Если комбинировать их со вкусом и фотографировать правильно, то можно получать интересные снимки, практически не выходя из дома.

Комментарии

Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Будьте первым, кто оставит отзыв для этой статьи.