Ультрафиолетовая фотография

18 мая 2018
714
0

Множество фотографов ежедневно нажимают на десятки кнопок, чтобы на выходе получить необычную интересную картинку, имеющую смысл и будущее. Это позволит долго и безбедно существовать какое-то время, получить новых клиентов и заказы, а также развиваться в сфере фотографии. В погоне за «кадром» многие готовы пробовать что-то новое, изобретать жанры и стили, лишь бы удивить зрителя и кучу критиков. Именно так рождаются нестандартные подходы к освещению, композиции, а также новые направления и стили. Одним из таких нетривиальных подходов является использование невидимых глазу лучей для изменения итогового изображения:

- ИК, или инфракрасный спектр;

- УФ, или ультрафиолетовые лучи;

- и рентгеновские лучи, полностью изменяющие восприятие материалов и предметов.

Содержание статьи:

Особенности человеческого зрения позволяют нам видеть цвета только в очень ограниченном диапазоне длин волн – от 420 до 680 нм, все что выходит за границы спектра просто не улавливается глазами. Поэтому каждый предмет в УФ или ИК спектрах может иметь совершенно иную окраску. И современные технологии цифровой фотографии позволяют расширить границы и снимать то, что не видно человеческому глазу. Если пленка была абсолютно нечувствительна к ИК-спектру, то цифра и особенности строения матрицы дают возможность без большого количества специализированной аппаратуры заглянуть за рамки цветового диапазона.

Ультрафиолетовая фотография – одна из попыток фотографов «изобрести велосипед» и снять так, как не удавалось никому ранее. Она получается при использовании источников УФ-излучения для подсветки объекта съемок и специализированных фильтров. Выглядят такие снимки и необычно, и оригинально, кроме того открывают зрителям новые грани привычных вещей.

Оборудование для создания УФ-фотографии

Ультрафиолетовая фотография – достаточно специфический жанр, требующий определенных навыков и специализированного оборудования.

Первое, что должно учитываться, - это особенности матрицы фотоаппарата. Именно от нее зависит качество и четкость фотографии на выходе. Причем, камера может быть и пленочная, и цифровая, результат будет схожий, нужно только учитывать особенности материала и правила его использования в конкретных условиях съемки.

При выборе оборудования для ультрафиолетовой съемки, необходимо внимательно выбирать и объектив, так как оптика призвана защищать матрицу от ненужных лучей, «доносить» только максимально привлекательную «нужную» информацию. Все дело в пропускных способностях стекла, из которого они изготовлены. Если применяется покрытие, удерживающее УФ-лучи, то никакие фильтры и ухищрения не помогут получить заданный результат.

Современные объективы практически не дают искажений картинки, или они настолько малы, что не улавливаются глазами человека. Поэтому и УФ лучи с длиной волны до 340-350 нм проходят беспрепятственно. Что не скажешь про более «длинные» от 360 до 400 нм, они практически полностью удерживаются на поверхности стекол объективов.

Чувствительность объектива и матрицы к ультрафиолетовым лучам необходимо проверять опытным путем, используя светофильтры и лампы УФ-света. При выборе специализированного фильтра необходимо учитывать их редкость и непопулярность среди фотографов. Поэтому компании производители не спешат предоставить их широкий ассортимент. Чаще всего в фотографии используются стекла, покрытые фиолетовой пленкой, с креплением для объектива или без такого. Последние изыскиваются из оборудования промышленного назначения и приспосабливаются для работы с камерой. В зависимости от плотности покрытия, различаются и границы пропускания лучей. Это может быть 340 нм или 360 нм, светофильтры для камеры имеют крепления на объектив, в то время как стекла другого назначения чаще всего выпускаются прямоугольными или квадратными листами небольшого размера (около 40-50 см).Тоже самое и с ценой, в зависимости от производителя, назначения и качества обработки, она может сильно варьироваться.

Особенностью таких стекол является и возможность пропускать не только УФ, но и лучи ИК-спектра, что можно использовать для работы с камерой, дабы разнообразить творческую составляющую снимков.

Что же делать фотографу, если фильтра найти не удалось, а снимать фотографии в УФ-спектре очень хочется? Один из вариантов – комбинирование поляризационных фильтров, а именно линейного и циркуляционного, эффект будет схожий. Также можно использовать фонарик или лампу, которой освещается объект съемки в полной темноте, тогда обычный объектив и стандартная матрица уловят только УФ-отражение предмета. Минусами такого метода являются невозможность снимать крупные предметы и сложность работы в темноте.

Пленка и ультрафиолет

Основной особенностью пленки, так нужной для съемок в УФ-спектре, является чувствительность к ультрафиолету и абсолютное игнорирование ИК-спектра, в отличии от матрицы фотокамеры. Причем, она отлично принимает все три диапазона ультрафиолетового света.

  1. Цветная негативная пленка в отличии от обратимой принимает УФ лучи ближнего и среднего диапазонов, что позволяет делать интересные снимки. До 300 нм отлично подходят пленки Kodak Gold 100 и Superia100 от Fujicolor, а при чувствительности ISO800, как у Superia X-tra порог снижается до 280 нм.
  2. Пленка High Speed Infrarer от Kodak создана для работы в инфракрасном спектре, но ее чувствительность к УФ почти в 3 раза выше. Именно поэтому ее можно использовать для получения снимков даже обоих спектрах сразу, получаются интересные ИК+УФ черно-белые фотографии.
  3. Пленка черно-белая негативная – наиболее удачный вариант для работы в ультрафиолете. Она обладает высокой чувствительностью к лучам с длиной волны менее 360 нм, вплоть до рентгеновских.

Сложности использования пленки зачастую мешают фотографам ее использовать для съемок. При необходимости редактирования, ее нужно отцифровывать, кроме того процесс проявления и печати требует определенных навыков и оборудования. Несмотря на сложность процесса, многие фотографы используют именно пленку для работы в ультрафиолете.

Как делать фотографию в ультрафиолете?

Для начала следует определиться с жанром и предметом съемок, будет это пейзаж, предметы, растения или насекомые. После это следует определить оптимальные погодные условия, собрать «походный чемоданчик» и отправляться на фотосессию.

Жанр. Пейзажи снимать гораздо проще, чем насекомых, в силу особенности последних перемещаться. Если нам необходимо поработать с цветами или предметами в ультрафиолете, необходимо выбрать темное помещение и запастись источниками нужного освещения. Если выбор падает на уличную съемку, то тут дополнительный свет не понадобится, нужно только подготовить объектив – убрать защитный слой и снабдить фильтрами. Портреты и съемка людей  УФ-спектре может осуществляться как на улице в условиях солнечного света, так и в помещении с использованием специальной краски, косметики и ламп.

Погодные условия и время съемок. Очевидно, что для работы в помещении не важны эти факторы, главное, иметь возможность исключить освещение извне. Для съемок на улице необходимо учитывать несколько факторов:

- время суток;

- погоду;

- влияние неба на общую картину снимка в УФ;

- особенности цветовой гаммы.

Для пейзажных фотографии в ультрафиолете необходимо максимальное количество солнечных лучей, поэтому отправляемся работать днем. Можно натренироваться в ясную погоду и потом пробовать закатное или рассветное солнце, оно даст необходимый спектр, но имеет свою специфику. Облака и само небо является огромным природным софт-боксом и на снимках выглядит достаточно плоско из-за отражающих и рассеивающих свойств. Для съемок в таком случае применяется обычный поляризационный фильтр. Он убирает искажения и добавляется небу объем, но удерживает часть УФ лучей.

По той же причины, что и пересвет, на снимке снижается контрастность и резкость. Получается этот неприятный эффект из-за попадания прямых солнечных лучей на объектив. Спасает ситуацию обычный козырек на оптике или рука фотографа сверху, она отсекает лишние прямые лучи и значительно улучшает контрастность снимка. Резкость фотографии сложно предугадать, глядя в видоискатель камеры, придется опытным путем и ручными настройками и с использованием шкалы расстояния выбирать оптимальный вариант. То же самое касается и диафрагмы, она должна быть закрыта настолько, чтобы обеспечивать достаточное прохождение света и максимально возможную ГРИП.

Важной особенностью зеркальный фотоаппаратов является попадание света через видоискатель на матрицу, что может значительно исказить снимок при использовании светофильтра. В силу плотности материала фильтра, основной свет падает именно с другой стороны, что влияет на экспозицию и приводит к недоэкспонированию на 3-5EV. Поэтому видоискатель прикрывается пальцем или специальными заглушками. А также в процессе работе необходимо пользоваться эксповилкой и выявлять оптимальные параметры настроек опытным путем.

Цветовая гамма и законы композиции

Ультрафиолетовый спектр не имеет цветов и «окрашивается» матрицей в ближайший оттенок- синий и его вариации. Причем, смещение баланса белого может кардинальным образом изменить окрашивание всего снимка. Этот эффект позволяет нам называет цвета условными и использовать любые оттенки.

Если в обычной съемке с цветовыми сочетаниями и основами композиции вполне понятно, то в УФ лучах можно увидеть совсем другую картину. Предметы имеют другую окраску:

- небо на снимке получается розовым, как бы светящимся ультрафиолетом;

- вода УФ лучи отражает, а ИК поглощает, поэтому имеет синюю окраску;

- растения, наоборот, будут красными;

- остальные предметы и объекты будут окрашены во все вариации фиолетового и розового.

Фиолетовый цвет – холодный и вызывает негативные эмоции у зрителей. Он способствует снижению активности всех процессов в организме, уменьшает выработку дофамина и адреналина. Это следует учитывать в работе, комбинировать в одном кадре объекты с разными поглощающими и отражающими способностями.

У форматов сохраняемых файлов в УФ-спектре также есть свои особенности, поэтому одно и то же фото в JPEG и в RAW буду значительно различаться. Происходит это из-за ограниченных возможностей RAW-конвертера, который не всегда способен отконвертировать как задуман фотографом.

Ультрафиолетовая фотографии, подводим итоги вышесказанному

Человеческий глаз воспринимает только часть спектра, называемый «видимым», но кроме него существует еще ИК (инфракрасные) и УФ (ультрафиолетовые) лучи. Матрица камеры и пленка не такие разборчивые, поэтому при правильно созданных условиях отображают на фотографии все, попавшей сквозь объектив. Если убрать лишние стекла и защитное покрытие с оптики, или использовать специальный УФ-фильтр, то можно получить необычные варианты привычных вещей. Цветы и насекомые совсем иначе выглядят в ультрафиолете, да и пейзажи сильно поменяются, если добавить к ним немного «экзотики».

Пейзажи лучше всего снимать в солнечный день, при избыточном солнечном свете, а предметы – в темном помещении с УФ лампой или фонариком. Используйте ручной режим настроек фотокамеры, чтобы скорректировать баланс белого, резкость и контрастность. Опытным путем определяется открытие диафрагмы, экспозицию и прочие параметры.

Творческая составляющая таких фотосъемок направлена на снижение однообразности оттенков и составление интересных комбинаций. Такой подход требует от фотографа смелости и креативности, нестандартности мышления и недюжего терпения. Но на выходе получается интересный результат, необычные снимки, в силу относительно низкой популярности ультрафиолетовой фотографии в среде опытных фотомастеров.

Необходимо много тренироваться и тщательно отбирать снимки для постобработки в графическом редакторе и конвертере, тогда результат быстро станет приемлемым, а потом и качественным.

Комментарии

Будьте первым, кто оставит отзыв для этой статьи.