Что такое средний формат в фотографии

11 июля 2017
1247
0

Век назад среднеформатная камера была единственной возможностью заключить мгновенье в кадр, создать фотографию. Этой аппаратурой пользовались как профессионалы, так и любители. Но постепенно более удобный формат 35 мм вытеснил среднеформатных собратьев. Сегодня эта фототехника относится к твердой профессиональной категории и, как правило, используется в студийной съемке.

Содержание статьи:

Почему средний формат не выдержал конкуренции

Это легко объяснимо. Чем больше формат пленки (или матрицы), тем сложнее и, соответственно, увесистее конструктив камеры. Малоформатная мыльница гораздо легче профессионального фотоаппарата. Чтобы сделать качественный снимок для печати на пленке 120 и 220, должны быть соблюдены все необходимые параметры.

  • Среднеформатные камеры обладают маленькой светосилой, что подразумевает применение длинных выдержек. То есть для красивого фото нужен штатив, вручную невозможно обеспечить идеальную статичность.

Теперь представьте, насколько тяжелым будет кофр с камерой и всеми атрибутами. Конечно, для выездной съемки фотографы отдавали предпочтение аппаратам малого формата, которые отличались меньшим размером, незначительным весом и удобством в работе.

Затем в 80-х появился новый тип пленки, позволяющий выводить малые форматы в хорошем качестве. До этого красивый, четкий кадр получался преимущественно на широкой пленке.

И еще важнейший фактор, вытеснивший среднеформатные аппараты, - их стоимость. Не каждый мог себе позволить приобрести камеру, цена которой была равна половине среднестатистической зарплаты. Исключением из правил была модель “Этюд”, но хорошим качеством она не могла похвастаться, потому и не была популярна среди профессионалов.

За десятки лет производители фотоаппаратов модернизировали конструктив и вывели на рынок среднеформатные камеры с облегченным корпусом и конструктивом. Эти аппараты пользуются хорошим спросом среди фото-мастеров, которые хотят выводить на пленку четкое, красивое изображение.

Выделим три основные категории камер среднего формата:

  • Зеркальные однообъективные
  • Дальномерные
  • Зеркальные двухобъективные

 

Зеркальные однообъективные фотоаппараты

Рассмотрим различные модели этой категории, раскроем технические характеристики и особенности работы с ними. Начнем с самого бюджетного варианта.

Pentax 67

Это тип зеркалки относится к разновидности без съемных кассет. Аппарат с шахтным видоискателем и мобильной пентапризмой. Модель Pentax 67 - одна из лучших в своем роде. К ней вы можете подобрать достойную оптику и емкий набор аксессуаров. Корпус оснащен ручкой-держателем, благодаря которой работать с аппаратом удобно и комфортно.

Аналог из советского времени, о котором мечтали профессиональные фотографы середины XX века - Pentacon Six TL (6×6). Далеко не каждый мог позволить себе такую камеру. Весьма достойной и более доступной альтернативой чаще всего становился Киев 6С.

Contax 645 и Hasselblad 503

Эти модели считаются первопроходцами в категорию аппаратов со съемными кассетами. Конструктив компактен, меньше вес, удобнее в применении. Камеры Contax 645 и Hasselblad значительно расширили профессиональные возможности. С их появлением фотографы стали менять кассеты во время съемки, подстраиваться под светочувствительность, использовать как черно-белую, так и цветную пленку.

Картинка в голове складывается такая, что нам становится жалко фотографов, которым для создания нескольких кадров приходилось выстраивать целую тактику фотоповедения. Сегодня все гораздо быстрее и проще. Но 20-30 лет назад профессионалы наоборот причисляли себя к ряду счастливчиков, которым повезло с такой высокотехнологичной камерой.

  • Именно в конструктиве Contax 645 и Hasselblad впервые появились цифровые задники съемного типа.

Последние модели Hasselblad 503 вышли в 2013 году. Дополнением к аппарату - роскошная линейка оптики, которую по достоинству оценят профессионалы, фокусировочные экраны, моторная приставка, разные типы видоискателей и аксессуары. Особенность аппарата - квадратный формат. Недостатком это не назовешь, у этого варианта есть свои любители. Кстати, модель позволяет делать кадры размера 6×4,5.



Затем на рынок вышли аналоги с облегченным и более удобным конструктивом и, что немаловажно, меньшей стоимостью.

Zenza Bronica

Стандартные камеры торговой марки Bronica мало чем отличались от их предшественников. Как правило, это была обычная зеркалка с шахтным видоискателем. Дополнительно можно было приобрести пентапризмы различного размера, объективы и прочие фото-атрибуты.

На простых моделях не была установлена моторная система, пленку нужно было перематывать механически, вручную. Серия Zenza Bronica была оснащена курковым взводом и рукояткой, что можно считать весомым плюсом.

Разработчики бренда заботились о фотографах с различным уровнем мастерства. В линейку пентапризм и видоискателей входили пять вариантов дополнительных вариантов, которые можно было докупить плюсом к базе. Эти профессиональные камеры работали с размерами 6х8 и 6х4,5, под узкую пленку - 24х36 и для панорамного режима. Система смены кассет позволяла фотографу снимать в различных форматах.

Mamya

Этот бренд вывел на рынок дебютную модель аппарата, позволившего воплотить в жизнь новые требования. В 80-х годах прошлого столетия стал особенно актуальным формат 6х7. Почему именно эти цифры, а не привычные 6х6 или 6х8? Объяснялась тенденция европейским стандартом верстки журналов, под которую подстраивались фотографы во всем мире. Подстроились и производители.

Mamya RB и RZ мгновенно завоевал популярность и появились у фото-мастеров в разных странах мира. Кстати, разработчики позаботились и о стандартных форматах кадра, оставили возможность работы с прежде популярным размером 6х8.

Ноу-хау аппаратов стала мобильность корпуса для кассет, который стал подвижен в повороте на 90°. Так фотографы могли легко перейти с вертикального на горизонтальный формат и наоборот.

Модель Mamya RB идеальна для студийной съемки, но в работе с ней придется повозиться. Для начала - вдумчиво разобраться в технических особенностях. Два автономных рычага отвечают за свои функции: перемотку пленки и взвод затвора. Непривычным будет и установка параметров, экспозиции, наводка на резкость, кадрирование. И не пугайтесь громких звуков. Услышали звонкий хлопок - это сработал механизм затвора. Совет на будущее: героев фотосессии лучше предупредить об этих особенностях заранее.



Стоимость однообъективных зеркалок фиксируется в пределах 15 - 40 000 рублей. И не факт, что старый аппарат будет дешевле. Денежный вес зависит от степени износа (зачастую встречаются ретро-модели в идеальном состоянии), функционала и оптики.

Дальномерные фотоаппараты

Эта категория камер завоевала массовый рынок. Производители предложили потребителю модели с удобным функционалом, упрощенные в применении, не такие тяжелые по весу и громоздкие по форме. Первые аппараты выходили в раскладном конструктиве, между корпусом и объективом была меховая прокладка, смягчающая прикосновение и исключающая трение материалов.

  • Ярким примером можно назвать Bessa III, конфигурация которой завоевала большую популярность. Модернизированный аналог - Bessa III W. Тут уже нет меха и раскладной системы, объектив встроен в корпус.

Если вы решили для своей фотоработы купить дальномерную камеру, учтите следующие важные моменты:

  • С каким размером кадра предпочитаете работать, нужно будет выбрать один из пяти возможных (6х4, 5, 6, 7 или 9).
  • У аппаратов те же принципы кадрирования и установки резкости, что и у камер малоформатного размера.
  • Дальномерный фотоаппарат можно брать на выездную съемку. Компактный, легкий по весу, не требует обязательной работы со штативом.
  • Определитесь с типом объектива. Хотите снимать на дискретном фокусном расстоянии - рекомендуем модели бренда Fujifilm. Менять оптику можно на аппаратах Mamiya Press.
  • Цены варьируются от 20 до 35 000 рублей, в зависимости от состояния и года выпуска.

Двухобъективные зеркальные фотоаппараты

Особенность этих камера раскрывается уже в названии. В их конструктиве два объектива. Один отвечает за картинку вне кадра - через него фотограф наводит резкость, устанавливает нужные параметры. Второй проецирует изображение на пленку. Два этих элемента синхронизированы друг с другом, технически взаимосвязаны.

Производители выпускали аппараты с тремя типами визирования:

  • С помощью шахтного видоискателя и лупы в левой части корпуса,
  • Через расположенную по центру рамку,
  • через размещенную в правой стороне пентапризму.

Абсолютным лидером в своем классе была камера Rolleiflex, произведенная компанией Franke & Heidecke в 1928 году. Этот раритетный аппарат можно купить в комиссионном магазине и сегодня. Только цена будет значительно выше, чем на простой аналоговый, с более свежим годом выпуска. Разработчики постарались на славу. Камера получилась очень удобной в использовании и эффективной в творческой работе. Фотографировать комфортно, изображение - на высоком уровне.


В базовой комплектации аппарат выходил с типом визирования через шахтный видоискатель с левосторонней откидной лупой. Особенность, придающая ретро-изюминку, - перевернутое изображение, но к этому, как правило, современные мастера быстро привыкают.

  • Смущает картинка-перевертыш - встройте пентапризму, и композиция в прямом смысле встанет с головы на ноги.

К недостаткам оборудования можно отнести статичность объектива, он не съемный. То есть если вы хотите снимать на широкоугольный формат, придется либо отказаться от двухобъективной зеркалки, либо дополнительно потратиться на современную камеру.


О плюсах и минусах

Большинство начинающих фотографов выбирает для себя простые способы получить качественный снимок. Но далеко не всегда мастеру удается решить сложные фотозадачи. Стандартная зеркальная камера предназначена, как правило, для обычного, любительского применения. Сделать четкий, выразительный, яркий, контрастный снимок на пленку 120 или 220 можно только с помощью среднеформатных аппаратов. Но, планируя приобретение этого оборудования, вы должны быть морально подготовлены к трудностям, с которыми придется столкнуться. А возможно, вы настолько увлечетесь процессом, что он не покажется сложным.



Подытожим сказанное, раскроем достоинства и выявим недостатки среднеформатных камер.

Сначала о приятном. Плюсы:

  • Вы сможете охватывать в кадре большую площадь, что по габаритам композиции не сравнится ни с одной мыльницей.
  • Захотели поменять формат и размер кадра - вставили другой задник с пленкой.
  • Конструктив аппаратов подразумевает возможность смены видоискателя.
  • Оптика высочайшего качества. Современных аналогов очень мало.
  • Качественная сборка, надежность устройства.
  • Не зависят от источников питания, работают в автономном режиме.


Минусы. Впрочем, многих они не смущают:

  • Большинство камер громоздкие по форме и тяжелые. Используются в основном для статичной студийной съемки.
  • Однозеркальные аппараты необходимо дополнять штативом. Съемка возможна только на длинных выдержках.
  • Отсутствие эргономичности в строении корпуса, не очень удобны в работе.
  • Невелика производительность кадров (в прямой зависимости от характеристик пленки).
  • Подвержены механическим воздействиям, влагопроницаемы, требуют особенно бережного ухода.
  • Не все камеры могут похвастаться наличием экспоавтоматикой и автофокусом.
  • Низкая светочувствительность, маленький диапазон фокусных расстояний.
  • Времязатратны в работе. На срабатывание затвора уходит несколько минут.
  • Дорого стоят. Особенно заграничные модели, датированные 20-30 годами XX века.

Выводы делать вам. Но если вы действительно хотите достичь высшего пилотажа в фотосъемке, научиться делать высококачественные художественные кадры, впитать в себя эхо прошлого и почерпнуть из процесса множество новых возможностей и вдохновение - среднеформатные камеры для вас. Дерзайте!

Комментарии

Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Будьте первым, кто оставит отзыв для этой статьи.