Выбираем поляризационный фильтр для объектива

21 апреля 2017
898
0

Наверняка у вас есть своя зеркальная камера и вы слышали о существовании светофильтров. Пришло время получше разобраться в этой теме.

Содержание статьи:

Фильтры для объективов

Начнем с того, что в самом общем смысле светофильтры делятся на защитные и поляризационные. Задача первых - уберечь ваш драгоценный объектив от повреждений. На картинку они никак не влияют. Маркировка у них обычно “protector”. Вторые могут убирать ненужные отражения, снижать яркость, повышать насыщенность и контрастность фотографии, придавать фотографии такие эффекты, которых не достигнешь ни в Фотошопе, ни в Лайтрум. Давайте разберемся детальнее.

Защитные

Их задача - защитить объектив от повреждений, от песка и грязи, от “заляпывания” пальцами, от ударов. Они же способствуют сохранению целостности “бровки”. Плюс - защита от дождь, морских брызгов, грязи. Если у вас дорогой объектив, есть смысл приобрести защитный фильтр, чтобы не получилось, например, вот так:

Поляризационные

Поляризационные (фильтры-поляризаторы) подразделяются на линейные и круговые. Маркировка у них выставляется следующая: PL (C-PL).

По внешнему виду практически не отличается от защитного фильтра, но состоит из двух равновеликих частей - одна передняя, другая - задняя. После того, как вы поставите фильтр на объектив, задняя зафиксируется. Регулировка производится путем вращения передней части, в которой и находится поляризационная часть. Принцип действия: с помощью вращения меняется угол наклона. О творческих возможностях мы расскажем в отдельной части.

Сегодня на рынке фототехники великое множество самых разных фильтров для объектива. Вы уже наверное встречали или еще встретите такие понятия, как “линейный” и “круговой” фильтр. Если посмотреть на различных форумах, можно убедиться, что у некоторых фотографов у самих “каша в голове” по этому поводу.

Разница между ними есть. Во-первых, она касается цены.

Линейные доступнее, но у них есть минус: нельзя использовать с камерами, имеющими TTL метод замера экспозиции и автоматической фокусировки.

  • TTL (through-the-lens) - сквозной способ экспозамера и автофокуса.


Важный момент: для элементов с поляризацией нет совершенно никакого различия между такими видами света, как "естественно поляризованным" и светом, где круговая поляризация. Соответственно, с экспозицией никаких трудностей быть не должно. С другой стороны - превращение линейной поляризации в круговую возможно только на определенном моменте длины волн. Видимый диапазон составляет что-то такое, среднем значении равняющееся в среднем 600 нанометра, при максимуму в 750 нанометров и минимуму в 400 нанометров. 

Все это можно свести к тому, что круговые фильтры, конечно, имеют преимущество, но лучше вам самим попробовать поработать с разными видами фильтров.

С круговым поляризатором автофокус работает лучше. Маркировка у них следующая: CIRCULAR, CIR или C (CIR-PL, C-PL). Все остальное - маркировка линейных. Рассмотрим еще одну разновидность фильтров.

Градиентный фильтр

Представляет собой стекло, равномерно покрытое градиентом. Для фото он выполняет роль плавного перехода от одного цвета - к другому. В данном фильтре получается переход от серого к прозрачному.

Используется для съемки пейзажей. Обычно фотографы сталкиваются с проблемой дисбаланса между ярким небом и неяркой землей.

Пример: при съемке заката иногда вместо нормальной картинки получают темные контуры. Так вот, градиентник помогает выровнять экспонирование неба и земли, он же корректирует нижнюю часть фотографии.

Специальные цветные фильтры подойдут вам, если у вас есть желание добавить в фото толику необычности и если вы хотите поварьировать цвета.

Поварьировав со ступенями экспозиции, вы можете добиться нужного вам эффекта. Бывают двух видов: накручивающиеся (с резьбой) и прямоугольные (вставляются в держатель, размещающийся на объективе).

  • Преимущества круглого состоят в том, что он делается из оптического стекла, на которое наносится многослойное просветление;

    Минус его в том, что нельзя сдвинуть точку, где разделяются светлая и темная стороны.

Прямоугольник изготовляют из пластика и в нет просветленных мест. Правда, его нельзя вращать, двигается он только сверху внизу и наоборот, что приверженцев пейзажей - самое то. Чтобы снять пейзаж при помощи градиентного фильтра, нужен штатив, потому что при его использовании снижается резкость и нужно ставить фотоаппарат на длинную выдержку.

 

UV-фильтры

Их применяют для того, чтобы защитить переднюю линзу объектива. Эти фильтры убирают лишний ультрафиолет, который, рассеиваясь в атмосфере, негативно влияет на экспозицию, уменьшая контраст.

Впрочем, эта проблема была актуальнее для пленочных фотиков, сенсорная часть цифровиков не столько чувствительна к УФ-лучам. Однако такой фильтр поможет вам убрать ненужные блики. Главное держать УФ-фильтр в чистоте и избегать повреждений, потому что любая царапинка выйдет боком и скажется на фотографии.

Фильтры также подразделяются на теплые и холодные. Они могут менять баланс белого.
  • Баланс белого (ББ) - это соответствие цветовой гаммы объекта съемки цветовой гамме изображения.

 

 

Такие фильтры способны исправлять неверное соотношение цветов, а также придавать картинке художественный эффект, добавляя в атмосферу то, чего нет в реальности (тепло в облачный день, прохладцу в знойный и так далее). Впрочем, современные камеры прекрасно справляются с этим и сами. Тем более, если снимать в формате RAW, можно всегда скорректировать ББ в фоторедакторе.

Поляризационные фильтры: инструкция по применению

Есть такое выражение “техника в руках дикаря - груда металлолома”. Оно справедливо и в отношении поляризаторов. Фильтры чрезвычайно облегчают жизнь фотографа, но они же могут оказать "медвежью услугу".

Широкоугольники

Нет никакого смысла ставить поляризационный фильтр на широкоугольный объектив, потому что эффект зависит от угла. В случае с “шириком” может так получиться, что часть изображения попадет под эффект поляризации, а часть - нет (потому что часть окажется под прямым углом от солнца, а часть будет по направлению к нему). Но опытные фотографы знают, как избежать этого. Можно попробовать расположить эффект ближе к краю снимка. Тогда получится нечто вроде естественного градиента (как бывает, к примеру, в сумерки). Еще один вариант: сделать две фотографии, в первой из которых эффект будет максимальный, а во второй - минимальный. Потом просто совместить их в Фотошопе.

Отражения

Да, фильтры помогают убирать ненужные отражения при съемках сквозь прозрачные поверхности (окна домов, магазинов, транспорта, аквариум, стеклянная упаковка). Но они также могут стать причиной различных нежелательных эффектов: бирефракции (двойного преломления) при съемке из иллюминатора самолета. Также возможен волновой эффект или неестественные разводы на поверхностях, покрытыми краской или другими специальными веществами.

Работа с контрастом

Устранение прямых отражений чревато потерей блеска и констрастности снимка. Это хорошо, когда снимаются сцены с обширным динамическим диапазоном (когда требуется нащупать баланс между яркостью неба и неяркостью земли).

Однако может помешать при творческой съемке, когда контраст следует подчеркнуть. Впрочем, при съемке неба и облаков контраст всегда получается высоким. 

Правило 180 градусов

Нет необходимости вращать фильтр более, чем на 180 градусов, так как все возможные варианты после достижения данной цифры, начинают повторяться

Минусы при работе с поляризатором

  • Экспозиция требует в несколько раз больше света (на две-три ступени);

    Для получения желаемого эффекта нужно искать определенный угол;

    Удлиняется время, необходимое для составления композиции;

    Сложнее снимать через видоискатель;

    Если фильтр испачкан или поцарапан, качество снимка снижается;

    Не очень удобно использовать для съемки панорам;

    Если нужно "поймать" радугу, контрастный фильтр только помешает.

Лайфхаки

Хотите понять, как будет выглядеть снимок в данной местности при использовании фильтра? Наденьте поляризационные очки и получите нужный эффект. Тольки снимите свои "полароиды", когда соберетесь снимать, чтобы не получить неправильное представление через видоискатель.

 

Полярик может пригодиться, когда нужно сделать больше длительность экспозиции. Это будет кстати при съемке воды и любых природных объектов, где есть вода.

 

Если при использовании поляризатора наблюдается эффект виньетирования (затемнения краев) и он вам не желателен, нужно поэкспериментировать с фильтрами другой толщины и других марок.

 

Комментарии

VerifyCode
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Будьте первым, кто оставит отзыв для этой статьи.