История появления и развития фототехники

21 декабря 2017
624
0

В современном мире ни один человек не обходится без фотографии, смартфоны и принтеры в каждом доме сделали процесс создания снимком простым и обыденным. На улицах стоят фотобудки, дающие возможность сделать портрет за 5 минут. Можно снимать движение, вспышки молний, мельчайшие детали природы, важные мероприятия и прочее. На один кадр современные камеры тратят меньше секунды. Производители разрабатывают системы и ПО для максимальной детализации, стабилизации изображения, наложения эффектов.

Содержание статьи:

Началось эпоха популяризации и распространения фото всего каких-то 30 лет назад, с изобретением цифрового формата записи информации. Еще за 80 лет до цифры была изобретена катушка с пленкой, а 100-200 лет назад фотографии создавались художниками. Фотографам приходилось рисовать картинку вручную, поэтому на создание одного снимка уходило до нескольких дней. И доступно было это удовольствие только богатым.

Датой появления фотографии принято считать 7 января 1839 года, когда был изобретен метод создания изображения на пластине, покрытой солями серебра. Автором технологии стал французский ученый Луи Жак Дагерр. Через 3 месяца в марте 1939-го астроном Д. Гершель предложил название «фотография», что дословно переводится как «рисование светом».
В XVII веке был найден эффект преломления и отражения света немецким астрономом Иоганном Кеплером. А чуть позже Галилео Галилей использовал данный принцип при создании линз для первого телескопа. Почти 4 века назад процесс был художественным и выглядел следующим образом. Стекло, помещенное в ящик при попадании на него света переворачивало изображение и отражало его на бумагу. Фотографу оставалось только повторить рисунок по трафарету. Это был достаточно трудоемкий процесс, требующий от художника и модели недюжего терпения.


Камера обскура

Через 2 столетия после открытия Галилео французский ученый и изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс впервые смог не только перевернуть изображение, но и захватить его без рисования. Основано это открытие было на реакции асфальтового лака, или эмульсии, на попадание света. Раствором покрывали стеклянную пластинку и помещали на пути следования луча света.

Так появилась знаменитая камера-обскура, она представляла собой деревянный ящик с отверстием. Он весил очень много и практически не перемещался. Внутри находился еще один ящик для обеспечения фокусировки. Конструкция имела ряд существенных недостатков, но именно с ее помощью удалось получить первые снимки на стекле. Кроме размеров и веса, камера была еще и хрупкой – стеклянные пластины разбивались часто при падении и хранились небольшое количество времени. Да и времени на химическую реакции на поверхности стекла требовалось еще очень много, что затрудняло работу с людьми.


Появление прообраза современных зеркальный фотоаппаратов


Изобретения гениальных ученых 18-19 века позволили английскому фотографу Т. Сэттону усовершенствовать ящик со стеклом до подобия зеркального фотоаппарата. Именно он в 1861 году собрал конструкцию, основанную на отражении изображения от зеркала. Для этого был применен зеркальный объектив, а отверстие в коробе закрывалось пластинкой с интересными свойствами. Свет через нее не проходил, но с другой стороны можно было видеть картинку. Объектив передавал и фокусировал изображение на стекла. Именно так был устроен первый зеркальный фотоаппарат, пройдет еще почти столетие прежде чем зеркалки предстану во всей своей красе перед потребителями. Но вариант Сэттона оказался наиболее логичным и простым для регистрирования изображения на пленку.


Первый прорыв в фотографии – появление пленки

Внимательно изучая камеру-обскуру Ньепса, другой ученый – английский физик Ф. Табольт изобрел способ сохранения изображения на пленку с возможностью дальнейшего копирования. Так появился первый негатив, давший начало целой эпохи в фотографии. На снимке 1835-го года ученым были запечатлены участок стены его дома и окно.

В конце 19-го века инженеры компании Kodac совершили настоящий переворот в фотографии. В 1889 году на смену хрупким и тяжелым стеклянным пластинам было предложено использовать пленку с уже нанесенным на нее раствором. Теперь фотографу не нужно было самостоятельно покрывать стекло лаком. Такое открытие дало возможность значительно уменьшить время на подготовку к съемке. А производители фотоаппаратов смогли подкорректировать размеры и вес камер под катушки с пленкой.

Именно Kodac предложили стандарт пленки – 35 мм катушки, так появились 12, 24 и 36-кадровые рулоны полимерной пленки, спрятанные от солнечного света в металлический короб. В начале мотка была технические кадры, их надо было закрепить в специальную втулку в фотоаппарате. Изобретение оказалось настолько удобным, что уже более века не уходит полностью с рынка. Чуть позже, в 20-х годах 20-го века появились варианты пленки с различными показателями ISO, приобрести можно было ISO100, ISO200, ISO300, значительно реже встречались ISO400, потому что спрос на них был ниже, мало кто умел правильно с ними работать. В 1935 году Kodac выпустили на рынок цветную пленку «Кодакхром», она уже передавала цвет, но требовала дополнительной обработки.

  • Развитие и стандартизация производства пленки для фотоаппаратов позволило выпускать камеры не только для профессиональных фотографов, но и для простых пользователей. Самой популярной маркой 20-го века была компания из Германии Leica, именно ее продукцию мечтали купить по всему миру.

 

Фотоаппараты немецкого производства было уже небольшого размера и достаточно легкие, их можно использовать для туристических поездок, прогулок по красивым местам, съемки на праздниках и мероприятиях. В Советском Союзе выпускалось множество моделей – аналогов иностранным фотоаппаратам.


Развитие фототехники в СССР

В 20-30-е годы XX века сложные отношения в мире, революции внутри страны и скачкообразное развитие всех отраслей науки дали мощный толчок и разработке фототехники. Первые упоминания о камерах советского производства появились в газетах уже в конце 20-х годов. Сложное постреволюционное время не давало возможности запустить производство фотоаппаратов в крупных масштабах, так в 1929 году из запланированных 500 Артель с поддержкой Калужского ЭМЗ выпустила в свет всего около 30 экземпляров.

  • Первый советский фотоаппарат носил название «ЭФТЭ-1», он был выпущен в 1930 году, но прославился отвратительным качество съемки и сборки. Через 2 года модель усовершенствовали и назвали «АРФО», здесь уже были установлены затвор советского производства и объектив 4,5/135 мм. За 7 лет с конвейера артели вышли около 130 тыс. экземпляров, потом производство прекратило существование. Кроме этих моделей инженерами были сконструированы несколько опытных камер с использованием импортных деталей, самый известный среди них – «Фотокор-1».

  • В 30-е годы с конвейеров нескольких заводов в СССР сошли фотоаппараты «ФЭД», «Пионер», «ФАГ», «Спорт», «Смена», «Малютка», «Юра», «ФЭДетта» и многие другие. Камеры выпускали в разных ценовых категориях, для людей с разными финансовыми возможностями. В 1936 году в Ленинграде появился «Турист», а годом позже – профессиональная модель «Репортер». Вторая Мировая Война на время отвлекла руководство всех заводов и конструкторов от фототехники, в эти годы фотоаппараты практически не выпускались. Следующий этап начался после окончания войны, в конце 40-х годов.

  • В 1946 году в продажу поступают камеры «Комсомолец» - зеркалка с двумя объективами. И «Москва» - она имела формат 6х9 и являлась точной копией модели А производителя Цейсс Супер-Иконта. В период от 1946 года до 80-х годов было выпущено огромное количество моделей и модификаций, некоторые из них получили широкое признание публики, часть остались в коллекциях ценителей. Среди фотоаппаратов того времени есть такие именитые как:
  • «Зоркий» - начало выпуска 1948 год, к 1980 году было представлено 14 модификаций;
    «Киев» - первые экземпляры были собраны из немецких комплектующих;
    Возобновленный «ФЭД» в 1948 году и «ФЭД-2» двумя годами позже;
    Двухобъективная зеркалка «Любитель» появилась из «Комсомольца» в 1949 году;
    35 мм зеркалка с одним объективом «Зенит» - переделанный «Зоркий» появился в 1952 году;

 

  • Фотоаппарат «Момент», выпущенный в том же году, что и «Зенит», но на Ленинградском заводе;
    Через год тот же завод представляет публике «Смену» - шкальный фотоаппарат;
    С 1957 года вступает в игру Минский механический завод, на котором стали собирать «Смену», а в 60-70-х годах еще и «Зениты», «Весну» и Весну-2», а также полуформатную «Чайку»;

 

  • В 1958 году на выставке камеры «Комета» и «Ленинград» получили ряд призов;
    В 60-х годах все именитые модели выпускались уже в 3,4 или даже 5-ой модификации, но и новые появлялись десятками – «Эстафета», «Салют», «Юность», «Старт», «Спутник», «ФТ-2» и многие другие;
    В начале 60-х появились такие фотоаппараты, как «Нарцисс», «Зенит-6» и «Сокол».
  • По сути это были лучшие годы советской фототехники, с начала 70-х годов наметился явный спад в импорте и производстве, перестали появляться новые камеры. А в 80-х годах рынок окончательно обмелел и остается таким по сегодняшний день.

 

Чудо Polaroid

1963 год стал поистине революционным в мире фототехники – компании Polaroid представила фотоаппарат с моментальной печатью фотографии. Всего за пару минут на специальной пленке проявлялось полноцветное изображение. Техническое чудо хорошо себя зарекомендовало, снимки получались качественные, а скорость получения привлекала внимание пользователей.

  • Именно поэтому Polaroid и расходники к ним успешно продавались во всем мире более 30 лет. Единственным существенным минусов такого типа фотографии стала невозможность печати другого формата и копирования изображения. Polaroid и его камеры были неинтересны профессионалам, фотографы по старинки проявляли негативы.



Эра цифрового фото

Через много лет после получения первого снимка на пластинку, фотография стала совсем другой – сначала в негативе, затем в пикселях. Точкой отсчета появления цифрового типа хранения информации принято считать съемку участка звездного неба на электронный телескоп. Произошло это в 1974 году, а через 6 лет японская компания Sony представила миру первую камеру, информация записывалась наподобие современных карт памяти. Называлась эта модель Mavica.

Эстафету с удовольствием приняли десятки компаний по всему миру, и началась эра разработки цифровых камер:

  • В 1988 году Fujufilm показали фотоаппарат Fuji DS1P;
  • В 1991 Kodac представляет 1,3 мегапиксельную камеру;
  • В 1994 году появилась модель с системой стабилизацией изображения от Canon;
  • С того времени и по настоящее время многочисленные производители выпускают по несколько обновленных моделей в год, совершенствуя систему зеркал, фокусировку, диафрагму и другие параметры. Все камеры условно поделили на 2 группы: профессиональные и бытовые. А по системе захвата изображения на: зеркальные и беззеркальные. По размеру и техническим возможностям, опять-таки условно, все модели делят на мыльницы и профессиональные;
  • Практически на каждый бюджет и запросы можно подобрать фотоаппарат, а с ростом ассортимента оптики даже средняя «зеркалка» может выдавать удивительные результаты. Здесь также можно выделить 2 группы: со сменной оптикой и без возможности менять объектив;
  • Что касается производителей, то выделить можно несколько самых востребованных и популярных:
  • Nikon;
    Canon;
    Sony – флагман цифровой фотографии;
    Pentax;
    и замыкает пятерку Samsung.


Как развивалась фотография

Подводя итог вышесказанному, выясняется, что фотографии в современном виде появилась сравнительно недавно, 2 столетия назад, а цветная и того меньше – около века назад. Активный рост и развитие наблюдались в начале 20-го века и последние годы. С появлением возможности сохранять снимки на носитель, стирать, перезаписывать и передавать, пропала высокая ценность и редкость кадра.

Если раньше в семье было 10-20 фотографий самых памятных событий, то сегодня средний человек делает по 20-50 снимков в день. Они являются неотъемлемой частью жизни.

Кроме частного использования, фотография прочно укрепилась в рекламных кампаниях, системах безопасности, способах передачи информации, даже текстовой. Фотографы стали востребованы, как никогда раньше. Будет ли значительный спад популярности снимков? Сомнительно! С ростом качества изображений, технических возможностей оборудования и уровня жизни граждан спрос на фотоаппараты и комплектующие к ним будут только расти.

Комментарии

Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Будьте первым, кто оставит отзыв для этой статьи.