Как сделать хороший снимок

26 апреля 2017
5781
1

Вопрос, поставленный в заглавие нашей статьи объединяет всех. Действительно: кто не хочет, что его фотография радовала глаз зрителя? И новичок задается этим вопросом, и бывалый фотограф. У профессионала, скорее всего, свой ответ на этот вопрос. Попробуем и мы на него ответить.

Содержание статьи:

Критерии искусности

Прежде чем переходить к конкретике, давайте взглянем на фотографию с позиции истории искусства в целом. В качестве примера возьмем импрессионистов. В наше время уже ни у кого не вызывает сомнения, что представители данного направления сделали важнейший вклад в развитие искусства. Но почти никто из них не получил признания при жизни. Живопись Сислея, допустим, ближе к пониманию современного человека с традиционными вкусами.

Более радикальные направления, как то: дадаизм, кубизм, абстрактный экспрессионизм, арт-брют и прочие, до сих пор остаются достоянием узкого круга ценителей. Тем не менее, они тоже вписаны в историю изобразительного искусства. Чему пример – картины Марка Ротко, продающиеся по баснословным ценам. Или определенная трендовость Ван Гога, отчасти вызванная песней популярной группы.

Если кто-то думает, что в фотографии все обстоит по-другому, тот крупно ошибается. С момента изобретения фотографии и до наших дней, этот вид искусства и отображения реальности, претерпевал колоссальные изменения. Выделились отдельные жанры фотографии, в том числе – экспериментальные. Александр Родченко, Грета Штейн, Анри-Картье Брессон, Антон Корбайн и другие сделали съемку фотографий настоящим искусством. А где искусство - там критика, где критика - там мнения. И мнений этих не счесть.

Что для одного – прием, для другого – табу. Для репортажного фотографа мягкость фотографии - изъян, а для любителя художественной фотографии, какого-нибудь жанра – неотъемлемая часть стиля. Для фотографа с традиционным видением, заваленный горизонт будет чем-то вроде столпотворения, а экспериментальный художник только пожмет плечами в недоумении: «ну и что тут такого? Это же голландский угол, все нормально».

Вы, наверное, уже успели немного растеряться. Но есть одна мудрая мысль: «Прежде чем нарушать правила, нужно их выучить». Так что засучим рукава и перейдем к приземленным техническим вопросам.

Как сделать качественное фото

В любой зеркалке есть несколько режимов: автоматический и полуавтоматический, а также ряд промежуточных, полуавтоматических (с приоритетом диафрагмы, c приоритетом выдержки и приоритетом ISO). Давайте разберемся, как они работают.

Режимы съемки

Вы купили зеркалку, но до сих пор фотографируете на так называемом «зеленом прямоугольничке»? Срочно одумайтесь! Окей, на автоматической фокусировке вы не получите смазанные фото, на автоматическом ISO они не будут сильно затемненными, автоматическая экспопара постарается выстроить экспозицию, как ей это видится идеальным. Но, как вы понимаете, увидеть, как лучше выстроить свет, лучше человеческого глаза не сможет ни один компьютер. Короче, вы поняли: не очень хорошо, когда ни один параметр нельзя контролировать. Прощай, зеленый прямоугольничек!

Av-режим. В нем фотограф сам контролирует диафрагму, выдержка подстраивается под нужный параметр. В данном случае вы получите нормальное по резкости изображение, но он может оказаться затемнено или засветлено. Уже позволяет выполнять некоторые художественные манипуляции. Диафрагму можно регулировать для того, чтобы размыть фон или чтобы держать передний и задний план в фокусе. 

Глубина резкости способна творить чудеса, о чем можно прочитать здесь.

Tv-режим. Здесь приоритетна выдержка. Вы контролируете выдержку, фотик достраивает диафрагму. Нормальная фотография по свету, но вот резкость может подкачать.

Еще еще один вариант - P-режим – приоритет ISO. Минусы от обоих режимов. Один шаг до автоматического режима. Его можно использовать, когда вы только учитесь и собираетесь плавно перейти с авторежима на ручные.

Режим M. Фотограф сам контролирует и экспопару, и ISO. Можно еще поставить ручную фокусировку, тогда будет совсем тотальный контроль. Вопрос в том, в каких условиях вы собираетесь снимать и какие задачи перед собой ставите.

Мы сделали один шаг по направлению к решению вопроса «как научиться делать хорошие снимки».

Секреты мастеров

Три трети

Новички обычно стараются поместить те объекты, которые считают важными, в центр. А потом удивляются, почему вышло как-то «не комильфо». Если располагать объект съемки в середине, то может так получиться, что по бокам останется пустота (плюс вверху – в случае портрета). Так что сделайте хитрость: сфокусируйтесь на объекте, поместив его в центр, а затем как бы сдвиньте его немножко в сторону. Правило «золотого сечения» еще никого не подводило!

Для удобства можно поставить в фотоаппарате специальный режим с решеткой и правильно разместить объект в ней.

Вы располагаете горизонт вдоль одной из линий, которые идут по горизонтали. Ключевой компонент (лицо модели) располагается там, где две линии пересекаются. Если таких объектов два, то можно их расположить на «перекрестках», и уж с композицией все будет супер!

Фото в динамике

Фотографируя человека в движении, помните, что он должен заходить в кадр и подходить к центру, проще говоря – нужно оставлять немного пустого пространства перед идущим. Это же касается и машин, и животных и любых движущихся объектов. Только не забывайте менять выдержку в соответствии со скоростью движения!

Сделать снимок, оставив вокруг объекта пустоту, совсем не сложно. Только вот иногда бывает так: вы сфотографировали, а потом видите явно: модель занимает ну уж очень мало места, а менять что-либо уже поздно. Следовательно – нужно с самого начала задумываться о том, чем можно кадр заполнить. Подойдите к объекту съемки поближе или воспользуйтесь функцией zoom.

Пристальное внимание объекту съемки

Сделать хорошие снимки немыслимо без четкого акцентирования на центральном объекте. Тем более если фон перегружен деталями, людьми, предметами, машинами и т.д. Вы должны показать своему потенциальному зрителю, кто в кадре находится в центре внимания, что есть объект, а что есть всего лишь задний фон. И вариантов у нас всегда два:

    • Выбрать чистый фон;

    • Используя глубину резкости, размыть фон. Глубина резкости размывается отдалением объекта от фона, увеличением фокусного расстояния (от 70 mm), приближением к объекту съемки.

Держаться в рамках

Будет совсем чудесно, если вы освоите искусство обрамления объектов. Только не нужно бежать в магазин за деревянной рамкой! Попробуйте использовать элементы пейзажа как часть композиции, который сделает снимки богаче.

Варианты: дверной косяк, ветка дерева, арка, дерево (деревья), столб, футбольные ворота и прочие варианты.

Избегайте банальности

Красота и банальность – несовместимы. Сколько таких фотографий – человек стоит на фоне достопримечательности, но он никак не отделим от заднего фона, нет контакта, связи, алхимии. А нужна игра, импульс, задор, эмоция! Попросите модель небрежно облокотиться на часть, над которой возвышается тот же сфинкс и как-нибудь со значительным взглядом на него посмотреть. Мы наблюдаем что-то вроде истории, события, это уже сцена, эпизод, единство, связь. Фон, он хоть и фон, но и с ним должен быть контакт.

Глубина кадра, глубина мизансцены

Собираетесь снимать несколько объектов? Тогда помещайте элементы съемки так, чтобы кадр не перевешивал с каждой из сторон. Это называется принцип равновесия, композиция.

Поставьте фокусировку на двух и более точках, попробуйте разные варианты. Плюс не забываем о старом-добром правиле трех третей.

Волшебные линии

  • Изгибы линий действуют успокаивающе (наподобие волн);

    Ломаные линии раздражают;

    Горизонтально расположенные линии делают зрителя более спокойным и безмятежным (пример: горизонт, море и т. д);

    Вертикально расположенные линии вызывают впечатление величия, роста (столбы, деревья, статуи, Колосс Родосский, сверхвысотные здания);

    Линии по диагонали – это уже динамика.

Есть еще вводящие линии. Они начинаются в каждом из нижних участков снимка, затем последовательно двигаются к центру, являющемуся смысловым, обычно это одна из точек в «золотом сечении». Любой сюжет, кстати говоря, содержит в себе эту линию, будь то дорожка, линия, разделяющая цвета и тона, тропка, проталина.

Ракурсы при съемке

Одна и та же высота, одни и те же ракурсы – это скучно, это тоска. И ведь нужно просто попробовать снять объект сверху вниз (или наоборот). Поварьируйте углы. Долой рутину!

Всегда держите в голове, что снимая людей сверху, вы их делаете более комичными,  снимая же снизу – возвеличиваете. Снимая высотные строения, вы можете их полностью поместить в кадр, если будете снимать «по диагонали» (плюс, опять же, оно обретает значительность).

Правильная работа со вспышкой

Есть естественные источники света и искусственные. Естественные – это солнце, искусственные делятся на импульсные (вспышки) и постоянные (лампы). Вспышки имеют как преимущества, и недостатки. При нехватке солнца, можно сделать фото интереснее. В солнечные дни такая вспышка может стать причиной появления резких теней (на лице модели, на которое не попадает солнце). Что касается заполняющей вспышки, то она смягчает тени, но она есть не на всех моделях фотоаппаратов.

  • Держите в голове одно правило: вспышка и объект съемки не должны располагаться в одной плоскости. Также вспышка не должна находиться на одном уровне с глазами (дабы не получить эффект «красных глаз»;

    Меняйте расположение фотоаппарата – делайте съемки и в горизонтальном, и в вертикальном положении, и будет вам счастье! Крупный план интересно выходит при вертикальной съемке (к примеру – различных достопримечательностей).

Экспозиция

Экспозиция – это выдержка. Это то время, которое будет открыт объектив, и за которое свет попадет на светочувствительный элемент. Автоматически фотоаппарат стремится выставить его максимально «по балансу», то есть на ноль.

Не стоит потакать педантизму техники, зачастую немного затемненная фотография будет смотреться гораздо художественнее и оригинальнее. К тому же, если вы умеете пользоваться различными фоторедакторами (в том числе – Фотошопом), вас вообще не должно ничего пугать, тем более – затемнение. Особенно, если вы снимаете в режиме RAW.

Нарушайте правила

Иногда можно и правило третей нарушить, и горизонт завалить, если так нужно для выражения определенной концепции:

  • Не нужно приближаться к объекту очень близко, если нужно показать его беспомощность и ничтожность на фоне величия природы;

    Загромождайте фон, если так важно для атмосферности снимка;

    И так далее, и так далее.

Практика. Много практики

Не забывайте побольше читать по фотографии, смотреть видео и мастер-классов. Первое время новые знания будут казаться неперевариваемой кашей, кучей терминов, которые еще попробуй свяжи между собой. Но если вы будет выделять побольше времени на практику, на отработку каждого приема и режима, все у вас обязательно получится!

Все великие фотографы стали такими, потому что очень любили свое дело и снимали ежедневно по много кадров.

Также не помешает наблюдать за миром вокруг себя не только через видоискатель. Меняйте примелькавшийся пейзаж хотя бы периодически, устраивайте отдых своим глазам от рутины, делайте открытия. Иногда для того, чтобы наткнуться на чудо, на интересный сюжет для фотографии, достаточно пойти с работы не по привычному маршруту. 

Надеемся, мы помогли вам разобраться в том, как сделать фотографию красивее.

Комментарии

VerifyCode
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.