• Главная
  • Статьи
  • Композиционные приемы в фотографии – негативное пространство

Композиционные приемы в фотографии – негативное пространство

21 февраля 2018
386
0

Процесс создания фотографии – это не только работа самой камеры, но и правильный ракурс, законы композиции и правила цветовых сочетаний. Если учесть все составляющие и добавить туда изюминку от себя, то может получиться настоящий шедевр. С настройками камеры дело обстоит проще, чем с художественной составляющей. Выставил параметры по количеству света, отдаленности от объекта съемок, настроил фокус и можно приступать к съемкам. А вот художественная сторона вопроса требует не только опыта и подготовки, но и вкуса, тонкого чутья и фотографического видения. Нужно понимать, как каждый участок и объект из окружающего нас трехмерного мира будет выглядеть на двухмерном пространстве фотографии.

Содержание статьи:

Видеть кадры в окружающем мире – это и есть главная задача фотографа. Для этого изучаются и основы колористики - цветовых сочетаний, и законы композиции. Существуют правила построения кадра, передний и задний план снимка, объект съемок или центр фотографии, естественные обрамления. Кроме того в фотоиндустрии существуют понятия «Позитивное и негативное пространство». Многие известные снимки построены именно на правильно подобранном сочетании цветов.

Что такое «негативное пространство»? Это все, кроме объекта съемок: фон, контрастные детали, обрамления, передний и задний план и прочее. Вместе с центром кадра они должен составлять гармоничную картину и в плане цвета, и в плане форм и очертаний. Некоторые фотографии получаются только за счета разницы между центром и фоном. Негативное пространство дает возможность подчеркнуть все детали снимка и объекта съемок, позволяет создать историю и придать картине объем и смысл.

Основные правила композиции

Художественная составляющая снимка – основополагающий фактор, влияющий на восприятии картинки зрителем. И глаз человека и фотокамера улавливает свет и его отражения от предметов, проецируя изображение из трехмерного в двухмерное. Это предполагает использование размеров предмета и его положение на участке кадра для обозначения его в пространстве относительно другие объектов.

Но четкую симметрию глаз воспринимает с трудом, поэтому имеются несколько важных правил: закон золотого сечения, а в фотографии – закон третей, где все пространство снимка делят на 9 равных квадратов и располагают важные элементы на пересечениях линий.

Исходя из этого, выделяют несколько простых советов для начинающих фотографов:

  • Снимок не должен быть разделен ровно пополам любой горизонтальной или вертикальной линией. Сместите камеру так, чтобы и линий передвинулась в любую из сторон ближе к краю кадра.

  • Главный объем не должен находиться ровно в центре фотографии, но и сильно к краю его смещать не стоит. Угол снимка тоже не подходит для таких целей.
  • При составлении кадра учитывайте, откуда люди обычно смотрят на предметы. Естественное положение объектов, линии горизонта и масштабы буду приятны глазу и привлекательны для зрителей.

Негативное пространство в портретной фотографии

В работе с людьми контраст и разница между лицом человека и фоном должна быть максимально яркая и четкая. Нужно подбирать такой вариант, чтобы подчеркнуть линии, мельчайшие детали и добавить всей картине необходимое настроение. Это достигается за счет правильно подобранного светового сопровождения, а также фоном. Для портретной съемки большинство фотографов предпочитают чистый серый, белый или черные цвета, реже используются оранжевый, желтый, зеленый. Практически не применяется синие и голубые оттенки, красные и розовые, потому что они делают кожу неестественной.

Неоднородный цвет фона для портрета также следует подбирать осторожно, множество деталей и ярких цветов отвлекут зрителя от лица и сделают снимок непрофессиональным. Если негативное пространство будет занимать места больше 2/3 кадра или оттягивать на себя внимание, то портрет не получится.

Советы для фотографа во время работы с моделью:

  • старайтесь строить кадр, чтобы лицо и тело модели не находились строго посередине, сдвиньте камеру немного вправо ил влево;

  • модель должна занимать в кадре не менее половины пространства, тогда негативное пространство не будет доминировать;
  • выставляйте свет по объекту, если источник один, он можно даже оставить не в фокусе;
  • яркий и цветной фон уберите из фокуса, можно даже применить технику размытия, чтобы лицо модели было центром фотографии;

  • черно-белые портреты требуют особого отношения к негативному пространству – оно должно максимально подчеркивать линии, поэтому выбирайте однотонный фон.

Существует специальная техника съемок – рисование негативным пространством, когда объект является только затемненным участком, а все внимание привлекается к контурам и форме. Тут важно понимать, как поставить модель, с какой стороны выбрать ракурс и как правильно подсветить сцену для работы. В таком жанре можно даже снимать лав стори и сюжетные линии.

Предметная съемка и негативное пространство

Игра на контрасте негативного и позитивного пространств – основа предметной фотографии. На белом фоне снимают товары для интернет магазинов или рекламы, чтобы показать предмет максимально детально. Чтобы создать настроение и сделать снимок привлекательным, в кадр добавляют цвет и различные фактуры и элементы. Food-фотография является разновидностью предметной и набирает все большую популярность среди пользователей социальных сетей. Часто такие снимки заказывают рестораны и кафе для визуализации меню, рекламы или оформления залов. В таком случае негативное пространство заполняется деталями: цветочками, ленточками, столовыми приборами, книгами и другими подходящими предметами. Фон уже выбирается в гармонии с общей картинкой, добавляется фактура и цвет. Это может быть деревянная, бумажная, стеклянная или тканевая подложка, часто используют фактурную штукатурку.

Важный момент в такой съемке – и объект и окружающее его детали должны быть в фокусе. Поэтому не стоит выбирать фон, отвлекающий от основного предмета на снимке. Он должен максимально гармонировать и подчеркивать объект съемок, не перетягивая внимание на себя. В предметной фотографии минимальное количество источников освещения, поэтому «нарисовать» акценты в процессе съемки не получится, нужно подбирать такой ракурс, чтобы выходило качественно и профессионально.

Негативное пространство в фотографии небольших предметов, еды или натюрмортов имеет художественный эффект и влияет на восприятие картинки в целом, только если занимает около половины площади снимка и больше.

Пейзажи и архитектура

Негативное пространство на улице является камнем преткновения многих жанров съемки. Убрать заборчик от здания или зарисовать граффити на стене для одного кадра практически невозможно. Нужно находить такой ракурс и такие варианты, чтобы минимизировать «паразитическое» действие фонов и негативного пространства при работе с пейзажами или зданиями. Используйте правило третей, когда весь снимок можно условно поделить на трети и заполнить их деталями для гармоничного сочетания.

С помощью правильного оформления можно создать не только настроение, но и рассказать историю, сюжет. Архитектурные формы наиболее подходящие объекты для съемок в контрасте негативного и позитивного пространства. Линии окон, лестницы, двери, однотонные стены – все это создает удивительную атмосферу если правильно составить композицию элементов.

Негативное пространство – основа для абстракционизма

Абстракционизм и сюрреализм невозможны без контрастов, именно с помощью неожиданных и дерзких сочетаний достигается эффект этого жанра. Фотографы обычно приходят к такому стилю съемок, пройдя все остальные этапы: пейзажи, портреты, свадебные и студийные съемки.

Набив руку, некоторые ищут чего-то принципиально нового в фотографии и искусстве. Это высший пилотаж и для создания сюрреалистических фоток одной фантазии мало. Необходимо на интуитивном уровне знать сочетания цветов, художественные эффекты, правила подбора освещения и настройки своей камеры.

Нужно отснять не одну тысячу хороших и несколько тысяч посредственных кадров, чтобы перейти на буйство фантазии и неожиданные взаимодействия фона и объектов съемок. Именно негативное пространство и его сочетание с центром кадра, дополненные причудливой игрой света и теней, деталями и нереальными художественными эффектами, являются основой для создания высококачественных профессиональных снимков в стиле абстракционизма.

Иллюзия и негативное пространство

Множество картинок из детства с перевернутыми вазами и лицами, черно-белые изображения, на которых сразу не определишь сюжет и даже объекты – иллюзия в фотографии. Как ни странно, именно негативное пространство и его правильное сочетание с объектом съемок, приправленные изрядной долей ретуши и манипуляций в графическом редакторе дают удивительные картинки. Тут мало профессионализма и опыта, иллюзия и ее выполнение на бумаге требуют от мастера еще и бурной фантазии, огромного кругозора и изрядной доли иронии.

Сначала может показаться, что абстракция бессмысленна и является хаотичным набором элементов и деталей. Но в качественной фотографии этого жанра всегда есть глубокий смысл и главная задача фотографа – правильно подать его зрителю.

Подводим итог: что же такое негативное пространство?

Чтобы обобщить всю информацию, вспомним, что такое снимок. Это двухмерное изображение или проекция предметов и объектов вокруг нас. У снимка есть 3 составляющие: позитивное пространство (объект съемок), негативное пространство (все, что вокруг предмета съемок) и границы кадра, или его рамка. Изменяя соотношения первого и второго можно получать абсолютно разные истории, но и границы играют огромную роль в восприятии снимка. Стена крупным планом и здание целиком – всего лишь расширение и сужение границ снимка.

Таком образом, изменение только одного параметра в композиции снимка может кардинально изменить всю картину. При этом негативное пространство может быть как «фоном» основного изображения, так и смысловой частью всей фотографии. Этот эффект часто используется при создании небольших картинок для логотипов и рекламы.

И главная идея всего материала – правила созданы для того, чтобы их нарушать, если того требует зов искусства или идея для снимка. Но знать эти законы обязан каждый фотограф. Опыт и большой объем работы поставит все на свои места в восприятии мира через объектив и фотографии. И позволит правильно смотреть на окружающие предметы, предполагая удачный кадр практически в любых условиях. Развивайте свое фотографическое видение и добавляйте в каждый снимок немного от себя.

Комментарии

Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Будьте первым, кто оставит отзыв для этой статьи.