Сюрреализм в фотографии

6 февраля 2018
9553
1

Сюрреалистическая фотография - это погружение в другую реальность. Здесь нет никаких правил, рамок и ограничений. Можно дать волю фантазии, раскрасить скучные пейзажи яркими красками и эмоциями, иррациональностью. Привнести в обыденность немного сумасшествия - вот главная цель сюрреализма.

Содержание статьи:

Основал данное течение нидерландский художник Иероним Босх. Именно он открыл для зрителя дверь в «другое» измерение. В девятнадцатом веке свет узнал ещё одного последователя сюрреализма, который стал «новым вдохновением» для художественного мира, явив своё творение - картину «Плачущий паук».

Однако кумиром многих и по сей день остаётся великий сюрреалист Сальвадор Дали. Художник называл свои работы «рукотворными фотографиями», а сюжеты его картин будоражили воображение абсурдностью и фантастическим сочетанием несочетаемого.

Да, я действительно считаю себя спасителем современного искусства, ибо я один способен возвысить, объединить и с царственной пышностью и красотою примирить с разумом все революционные эксперименты современности, следуя великой классической традиции реализма и мистицизма, этой высочайшей и почетнейшей миссии, выпавшей на долю Испании. («Дневник одного гения», Сальвадор Дали)

Филипп Халсман и "Дали Атомикус"

Филипп Халсман, фотограф знаменитый своими постановочными снимками, написал книгу «Усы Дали», посвященную мастеру. Знаменитая фотография Халсмана с прыгающим художником была создана аж в 1948 году. На идею, которая и легла в основу шедевра, фотографа натолкнуло представление о строении атома. В безвоздушном пространстве вокруг положительно заряженного ядра движутся электроны с отрицательным зарядом. Конечно, в то время и речи не шло о какой-либо обработке. Тем не менее фотография - образец постановочного искусства. Для того, чтобы воплотить смелую идею и получить идеальный снимок, понадобилось целых 6 часов и команда «опытных профессионалов». Основные декорации были надёжно закреплены: мольберт, пара полотен и табуретка были подвешены к потолку, а стул собственноручно держала супруга создателя гениальной карточки. По команде художник отрывался от земли и грациозно «замирал» на плёнке. Хотя самое интересное происходило секундой ранее: ассистенты фотографа по сигналу выливали ведро воды и запускали в полёт кошек. Для этого сюжета Халсман выбрал отдельный павильон и фиксировал «смерть момента» при помощи специальных вспышек, чтобы готовый снимок был чётким и резким. Сама идея запечатлеть Дали в момент прыжка объяснялась тем, что Филипп считал идею «открытия» истинной сущности любого человека именно в момент кратковременного «полёта» вполне реальной и достойной существования.

Дали была посвящена ещё одна фотография: на ней изображено лицо Сальвадора, которое выступает уже в виде циферблата часов, а усы, как можно догадаться, играют роль стрелок.

Среди не менее интересных работ фотохудожника можно отметить снимок из комбинации семи обнажённых девушек. Общая композиция напоминает череп, что делает фотографию ещё более эксцентричной и запоминающейся.

Судек и Макбин

В 50-60-х годах прошлого столетия это направление подхватывает светописец Йозеф Судек родом из Чехии. Фотограф работал с сюжетами, созданными на основе разных снимков - различные предметы с многочисленных фото как-то ухитрялись становиться одним целым, поэтому итоговая работа выходила далеко за рамки обычной логики. Например, на одной фотографии из серии «Волшебный садик» изображены каменный шар и античная статуя. А вот на заднем плане красуется так называемый шатёр - одноимённый герой названия композиции - дерево, которое как бы накрывает предметы переднего плана, образуя над ними «купол». «Обман» в том, что фотограф неспроста поместил статую в пространство под деревом - первая кажется настоящей громадиной по сравнению с другими участниками «драмы». Такая непропорциональность выглядит весьма сюрреалистично и напоминает картины знаменитого протосюрреалиста Джорджо де Кирико.

Ещё один известный сюрреалист Ангус Макбин, заслуживший свою славу своеобразными портретами. Ангус очень много фотографировал для театра. В своей технике он использовал метод многократного экспонирования, а также фотомонтаж. Его «призрачные» иллюзии особенно имели успех у театральной публики.

К слову, любимым приёмом фотографов в то время было как раз то самое многократное экспонирование. Это когда несколько объектов снимаются друг за другом на один и тот же участок плёнки. В финале получался снимок, состоящий из нескольких изображений с эффектом взаимного просвечивания.

Перспектива обнажённых

Стоит обратить внимание на Билла Брандта, работающего в стиле «ню». Англичанин фотографировал своих моделей камерой с довольно-таки широким объективом. Он пытался добиться эффекта искажения не только пространства, но и фигур своих подопечных. Наглядным примером служит альбом фотографий «Перспектива обнажённых», который увидел свет в 1961 году.

Фотограф Андре Кертеш создал целую «страну чудес» из кривых зеркал, где тела обнажённых моделей достаточно сильно деформированы, тоже экспериментируя с возможными оптическими искажениями. Аналогично он изобразил в своей работе знаменитые часы Дали.

Чема Мадоз

Хосе Мария Родригес Мадоз - испанский фотограф, который заполучил популярность и признание под псевдонимом Чема Мадоз. Его чёрно-белые фотографии пользуется всемирной известностью.

Родни Смит

К более современным представителям можно отнести Родни Смита. Родни прославился своими работами, которые излучают добро и в то же время заставляют задуматься о таких простых, но важных вещах. Его фотографии широко известны по всему миру и выставляются во многих галереях. Родни - обладатель 75 престижных наград, что делает его не просто фотохудожником, но и настоящим профессионалом своего дела.  

"Перед вами стоит специфическая для фотографа проблема, - это то, что у вас есть трехмерный мир. У вас есть мир, который имеет звук и смысл, и их имеют все окружающие вещи - это чрезвычайно сложно…Вы должны взять этот мир, который ощущаете, и перевести на двухмерный кусок бумаги, и заставить его снова возродиться для кого-то, кто никогда не испытывал этого прежде. И Вы делаете это эмоционально..." - Родни Смит.

Конечно, можно и сейчас прилагать такое количество усилий в попытке добыть стоящий кадр. Но зачем тратить время и силы, и «мучить» кошек, если можно немого поиграть с подручными «аксессуарами», а остальную работу доверить главному сюрреалисту современности - фотошопу.

Для создания таких фотографий используют множество приёмов, но вот самые распространенные из них: фотоманипуляция, двойная экспозиция, творческая постановка и необычный ракурс.

Фотоманипуляция

Этот термин достаточно многогранен и объединяет разные методы обработки фото.

Фотомонтаж

Простые и бесхитростные манипуляции, к которым смело может прибегнуть новичок в этом деле. Например, вам понравилась какая-то композиция и вы хотите дополнить её объектами, взятыми из другого изображения, как в примерах выше. Всё очень просто. Находите нужный материал, вырезаете то, что хотите в последствии лицезреть в собственном «оригинале», и готово.

Профессионалы используют такой приём для работы с созданием обложек книг, постеров, инфографики и т.д.

Фотоколлаж

Здесь всё немного сложнее. Работать уже придётся не над парой картинок. Для одного фона может понадобится целая серия. Главная сложность заключается в том, чтобы объединить абсолютно разные объекты. И сделать это надо на профессиональном уровне, дабы конечным вариантом можно было любоваться.

Ретушь

Этот приём годится для обработки портретов. Придания им некой сказочности. Портреты могут обрабатываться так, что, кажется, будто это иллюстрации к какой-нибудь загадочной истории. Поэтому в сюрреализме можно смело использовать данный метод. Иногда таким образом фотографию специально «омрачают», чтобы придать сюжету зловещести.  

Игра с цветом и фильтрами

Сюрреализм - это же не только соединение и помещение различных объектов в «не логичное» пространство, это реальная жизнь в несколько иных тонах. Можно придать обычному фото мистическую атмосферу, просто изменив цветовую гамму. Что если деревья стану, скажем, красными, небо жёлтым, а трава голубой? Чем не странность? 

Мэт-пэйнт

Как создать иллюзию другого мира? Очень просто! Изобразить главные детали в крупном масштабе. Непременное условие - «фантазия» должна быть максимально приближена к реальности. Одним фоторедактором тут не обойтись даже бывалому профессионалу, не то что любителю или новичку. На помощь в решении задачи приходят специальные редакторы, предназначенные для имитации объёма, и программы по созданию спецэффектов. Хотя фотографией это уже вряд ли можно назвать, да и на рисование мало похоже. Это полноценное моделирование реальности на плоскости.

Двойная экспозиция

Приём, в котором используется наложение нескольких снимков друг на друга, где создаётся иллюзия однородности и совмещения.  

Творческая постановка

Как раз то, о чём говорилось в самом начале. Чтобы получить уникальный кадр, нужна идея. Продуманная идея. Размещение оригинальных объектов, отличающихся необычностью, компоновка кадра, время и фантазия. Даже фотошоп может понадобиться в этом случае просто для доведения итогового результата до совершенства.

Необычный ракурс 

Этот приём не так уж и прост, как кажется на первый взгляд. Окружающий мир настолько интересен, многогранен, жив - фотографируй не хочу. Но очень важно при наведении камеры понимать, что этот снимок должен заметно отличаться от большинства схожих. Попробуйте для начала просто пройтись по городу и поснимать что-нибудь симметричное, при обработке снимка в том же фотошопе поиграйте с кадром: переверните его «с ног на голову», отзеркальте - позвольте креативу направлять вас. Идеальный кадр может в прямом смысле слова находиться прямо под носом, стоит только взглянуть на него с другого ракурса.

Надеемся, вот такие обычные и простые советы помогут вам создавать собственные фото-миры и заставят посмотреть на привычные вещи под иным углом.

Комментарии

VerifyCode
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Евгения | 7 октября 2019 | 15:31

Ну так в первых же словах ошибка - это же рисунок XIX века. Его автор О. Редон.