Как снимать водопады?

1 февраля 2018
346
0

Смотреть на бегущую воду можно бесконечно – общеизвестный факт. Фотографы могут захватывать этот момент в бесконечность, передавать картинку многим людям, тем самым создавая возможность любоваться переливами волн в любое время, не выходя из дома. Современная техника сильно им в этом деле помогает, зеркальные фотоаппараты умеют передавать живость и движение воды при правильных настройках, а мониторы и телевизоры воспроизводить отснятый материал.

Чтобы научиться передавать настроение, запахи, движение воды, нужно активно тренироваться и изучить главные правила съемок водопадов и быстрых рек. Во-первых, оборудование должно быть подобрано правильно – и камера, и объектив, и фильтры, и штатив. Без них не получится снимать ровно и качественно. Во-вторых, нужно знать все технические особенности вашей камеры. Поэтому для съемок чего-то нового лучше взять менее подходящую, но проверенную камеру, чем новую многофункциональную. И потерять много часов в тщетных попытках получить нужные эффекты.

Содержание статьи:

Съемки водопадов требуют тщательной подготовки, обычно до самого момента съемок проходит не менее пары дней и несколько важных этапов:

  • подбор необходимого набора оборудования
  • поиск места и точки съемки
  • выбор оптимальной погоды, времени суток, сезона
  • подготовка экипировки, подходяще по сезону и погоде одежды
  • пристрелочные кадры с разными настройками
  • Самый трудоемкий этап – поиск места и подбор ракурса, а затратный – комплектации «походного рюкзака», особенно при отсутствии какого-либо нужного оборудования

Особенности местности и пейзажа

Съемки водопадов и рек имеют ряд преимуществ перед другими видами – объект не перемещается, пейзаж вокруг не изменяется, поэтому время на подготовку, пристрелку и саму работу не ограничено. С другой стороны – влажность, отдаленность от цивилизации, особые режимы фотосъемки не очень хорошо сказываются на камере. Нужно постоянно следить, чтобы не попала вода на камеру, особенно при смене объективов. Часто возле водопадов дует сильный ветер, поэтому оборудование должно быть в безопасности, проверенное и надежно закрепленное.

Для выбора режима съемок важны следующие особенности:

  • в воздухе очень много частичек воды, каждая из которых отражает и преломляет свет;
  • брызги постоянно попадают на объектив, приготовьтесь регулярно (иногда и раз в 5 минут) протирать его специальной тряпочкой;
  • потоки движутся очень быстро;
  • разница между цветом воды и окружающего пейзажа может быть очень большой, некоторые участки получаются излишне затемненными;
  • важен не только сам водопад, но и композиция в кадре.

Необходимое оборудование

Когда заходит речь о необходимом оборудовании, подразумевается, что есть свободные средства, которые легко можно потратить на приобретение инструментов. Что фотограф неопытный и не имеет достаточного количества приспособлений. Что съемки подобного плана не последние в работе, и все оборудование послужит еще долгое время.

Камера. Если фотоаппарат у вас уже есть, и он достаточно хороший, то смело переходите к следующему пункту. Главное, чтобы камера имела ручной режим настроек, возможность снимать на длинной выдержке, объектив был сменный, а технические характеристики и внутреннее меню тщательно изучено. При желании можно снять красиво и на недорогой фотоаппарат, имея неплохой объектив и правильные навыки. Если выбирать модель, то пусть будет «зеркалка» с режимом стабилизации изображения, возможностью снимать в RAW и использовать объективы, а если еще и без кроп-фактора, то снимать будет гораздо проще. Остальные моменты успешно компенсируются оптикой, правильно настроенными режимами и грамотно выбранным штативом.

Объектив. Небольшие водопады часто окружены камнями, деревьями и протекают в узких ущельях. Поэтому используйте для таких съемок широкоформатный объектив, лучше если он будет типа «зум» с фокусным расстоянием 18-20 мм. Такой объектив является универсальным для «пейзажника» или свадебного фотографа. Если вы планируете снимать много и долго в этих жанрах, приобретите хороший дорогой широкоформатник. Он долго прослужит и позволит качественно отрабатывать практически всех необходимые мероприятия и моменты.

Штатив. Съемки водопада предполагают наличие ветра и неровной поверхности для установки камеры. Поэтому штатив должен быть качественный и устойчивый, от него зависит не только стабилизация кадра, но и сохранность камеры. Количество поворотных направлений в данной ситуации не так важно, как устойчивость и рабочая нагрузка. Последняя должна превышать вес камеры с объективом и фильтром. А возможность регулировать высоту каждой ноги отдельно поможет более прочно установить штатив на неровной поверхности.

Фильтры. Снимать быстро бегущую воду без фильтров достаточно сложно, она получается неживой или слишком смазанной. Потому что вода отражает и преломляет падающий на нее свет, создает блики, засвеченные пиксели. Для водопадов обычно берут 2 фильтра: нейтральный серый и поляризационный. Первый выравнивает цвет и убирает засветы от потоков воды, второй делает их более прозрачными, естественными, снижая общую яркость снимка. Современный вариант профессионального фильтра – переменный серый выполняет функцию вышеперечисленных и позволяет регулировать степень затемнения.

Сменные аккумуляторы. Об этом много пишется на всех форумах и некоторые фотографы все равно попадают в такую ситуацию. Камера при длинной выдержке потребляет много энергии, поэтому аккумуляторы быстро разряжаются. На помощь придет сменный блок или запасные батареи. В холодную походу даже двойной комплект. Места они занимают немного, а польза очевидная.

Дополнительные карты памяти. Такая же ситуация возникает с памятью камеры, когда съемки долгие, сохраняются снимки в RAW. Лучше брать несколько карт по 16 или 32 Гб, так проще будет потом искать нужное, да и зависать будут меньше при сохранении. Флешки весят и занимают места еще меньше, чем аккумуляторы, поэтому лишние 2-3 штуки про запас должны быть. Важный момент – освобождайте карты памяти сразу после съемки, так вы не удалите случайно снимки с чьей-то свадьбы в процессе работы.

Тряпочки из микрофибры для объектива. Водопад – явление достаточно мокрое, чтобы запечатлеть интересные кадры, придется подходить к воде достаточно близко. Брызги от потоков будут постоянно попадать на стекло объектива. Возьмите несколько специальных тряпочек для оптики, вам придется каждые 5-7 минут протирать объектив.

Кроме оборудования запаситесь сухой сменной обувью и одеждой, дождевиком или другой защитой от воды, теплыми напитками и едой. Съемка водопада – долгое занятие, да и по бездорожью походить придется в поисках красивого ракурса или кара.

Время суток, погода

Водопад красив в любую погоду и в любое время суток, нужно только найти правильный ракурс и настройки. В дневное время излишек света следует гасить фильтрами, а ночное – выставлять ISO побольше, чтобы захватить все детали. В летнее время водопад красиво дополняют цветы, трава, деревья, в зимнее – все покрыто причудливыми снежными узорами. Весной и осень из-за дождей большинство водопадом становятся мощнее, а поток сильнее. Некоторые водопады в жаркий период текут совсем слабо, это нужно учитывать при выборе времени года для съемок. Предварительный выезд на место позволит оценить ситуацию и подобрать оптимальный набор инструментов.

То же самое касается и погоды – в дождь или снег снимать сложнее, но они не помешают сделать красивые кадры при желании. Палящее солнце неприятно для фотографа и камеры, но дает удивительные переливы на воде. Осень славится туманами над водой, утром и поздно вечером над водопадом можно застать густые красивые облака. Определить нужную погоду можно по прогнозам.

Настройки и режимы камеры

Нестандартные съемки всегда требуются небанальных подходов и определенных отклонений от нормы съемок. Водопад – не исключение, снимать будем в формате RAW, чтобы потом можно было поправить недочеты в процессе обработки.

Первым делом выставляет ручной режим настроек, он позволит избежать стандартных проблем с фокусом и ISO. Снимать движение воды можно на короткой или длинной выдержке, результат получится абсолютно разный.

Максимально закрытая диафрагма при длинной выдержке позволит снизить количество шумов, а детализации при этом будет на достаточно высоком уровне. Чтобы «нащупать» нужное значение, поставьте ее в среднее положение и на шаг уменьшайте, когда качество пойдет вниз, вы сразу заметите. Крайние значения (полностью открытая или максимально закрытая диафрагма) лучше не использовать, полученные снимки вряд ли порадуют вас четкостью и резкостью.

Выставляем минимально возможное в данной ситуации значении ISO, при съемках днем от воды дополнительно отражается свет, что может привести к бликам и засветам. Длинные выдержки усилят эффект, они сами по себе добавляют шумы и зернистость на снимок, а большой объем света и информации на матрице создадут какофонию красок.

Поговорим о выдержке, каждая съемка – явление уникальное и неповторимое. Погодные условия, камера, опыт фотографа – все требует пробных снимков и различных вариантов. Начинаем с 1-2 секунд, увеличивая и уменьшая выдержку при необходимости на разных настройках. Оптимальные значения лежат в диапазоне от 1 до 30 секунд, чем дольше открыты створки, тем сильнее размываются границы воды. Обычно 20-30 пристрелочных снимков выявляют наиболее подходящие для ситуации параметры.

Советы по съемкам водопада от опытных фотографов

Комбинация параметров лучше всего определяется опытным путем, поэтому подготовка к съемке может длится несколько часов, а сама съемка час-два. Что нужно знать начинающим фотографам прежде чем начать снимать водопады:

  • Длинные и короткие выдержки имеют ряд существенных отличий, у каждой есть преимущества. Воду можно снимать на любых значениях. При короткой – потоки будут естественными, прозрачными, при длинной – сливаться в поток, размываться. Оба эффекта красиво смотрятся на фотографии. Ультрокороткая выдержка позволит снимать бурлящие потоки, брызги и капельки воды в воздухе.

 

  • Не спешите снимать сразу, походите вокруг, поищите ракурс для небанальной съемки. Иногда появление в кадре одной ветки дает больше, чем вся композиция целиком. Заполните кадр на всех планах, чтобы на снимке был не только сам водопад. Шикарно смотрятся на снимке камни, валуны и каскады под потоком воды.
  • Ракурс съемок должен быть на уровне потока реки, снизу и против движения воды, чтобы передать величие и динамику. Экспериментируйте с масштабами, делайте акцент на отдельные детали вокруг водопада.
  • «Всякая погода благодать…», или тренируйтесь снимать в любую погоду. Если вы сможете повернуть капризы природы себе на пользу, то может получится замечательный кадр. В пасмурную погоду естественный свет рассеивается облаками, а во время дождя природа оживает новыми красками и оттенками, тени становятся более сочными, а цвета насыщенными.
  • Съемка воды крупным планом может дать удивительные результаты. Пузырьки на выдержке от 4 до 6 секунд рисуют на фотографии причудливые спирали, а подводные камни и препятствия образуют на поверхности узор.
  • Если исключить из снимка небо, то можно слегка «завалить горизонт» для улучшения восприятия картины. К тому же небо являет собой сильный контраст с мрачными мокрыми камнями и будет на фото белым участком. 

  • Выведите гистограмму на дисплей, часто снимки получаются пересвеченными, что не всегда заметно на экране камеры. Во врем пристрелочных кадров, да и в процессе съемки, сверяйте внутреннее ощущение с графиком и корректируйте настройки.

Применяя эти советы, можно уже с первого раза получить достаточно сносные снимки, а при регулярной работе, уже через пару месяцев выйти на совершенно иной уровень качества. Технические характеристики камеры, погода, экипировка, дополнительное оборудование – ничего не заменит до автоматизма отработанных навыков, личного опыта и наработанного фотографического видения.

Комментарии

Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Будьте первым, кто оставит отзыв для этой статьи.