Выдержка и диафрагма – выгодное сотрудничество

26 февраля 2018
365
0

Создавать фотографию достаточно сложно, не зная основных пунктов теории. Первое, что нужно внимательно изучить – технические возможности и параметры камеры. Независимо от марки и модели, системы захвата изображения или оптики, камера подчиняется элементарным законам фотографии. Снимок – это результат захвата отраженного от объектов света матрицей фотоаппарата. Соответственно, от его количества, качества и направления будет зависеть весь процесс. Для этого на камере настраиваются основные параметры приема световых лучей, которые будут отвечать за качество снимка на выходе. И именно их сочетание, правильно подобранное фотографом, дает максимальный эффект, как с технической, так и с художественной стороны.

Содержание статьи:

До начала съемки перед фотографом ставятся несколько задач:

  • выбор объекта, ракурса и места съемок;
  • оценка световых условий, времени года, суток, расстояния до объекта;
  • настройка диафрагмы и ISO, подбор оптимального значения выдержки, исходя из количества и характеристик света;
  • фокусировка и добавление эффектов при необходимости;
  • съемка пристрелочных кадров и корректировка настроек при необходимости.
  • Если во время подготовки и оценки обстановки все сделано технически правильно, на выходе получится качественный снимок. Законы и правила в фотографии имеют вес только в случае создания классического снимка неопытными фотографами. Товарищи, знающие все правила, могут из нарушать во благо снимка и творческой задумке.

Диафрагма

Первый из параметров, выставляемый в ручном режиме – степень раскрытия створок диафрагмы. Он напрямую влияет на количество света, которое попадет на матрицу фотоаппарата. Чем шире открыты створки, тем больше световой информации проникнет.

Таким образом снимать в ясную погоду днем нужно при максимально закрытой диафрагме, а в темное время суток – при максимально открытой.

Если брать само слово «диафрагма», то он имеет греческое происхождение и переводится как перегородка. Измеряется она буквой f и является соотношением диаметра объектива и расстоянию фокуса. Выглядит значение вот так: f/1.8 или f/22, причем в первом случае диафрагма будет максимально открыта, во втором – почти закрыта. Коэффициенты в знаменателе стандартные, крайние значения являются техническими характеристиками светосилы объектива. При этом изменение диафрагмы на 1 пункт, количество проходящего света меняется в 2 раза.

Кроме количества света на матрице, степень открытия створок диафрагмы влияют на другом параметр фотосъемки – ГРИП, или глубину резко изображаемого пространства. Чем сильнее мы открываем ее, тем меньше будет область резкости перед камерой. Соответственно, фон за объектом съемок будет размытым. Иногда это свойство используют в качестве художественного эффекта для портретов на природе или съемок love story.

Светочувствительность

Еще одним важным параметром в создании фотографии является светочувствительность, или ISO. Она отвечает за восприимчивость матрицы к поступающему свету. Сравнить ее влияние можно с работой сито разной зернистости. Чем больше отверстия, тем больше просыпается через него. Также и с параметром ISO, чем он выше, тем больше света проникнет на матрицу. У светочувствительности есть один существенный «минус», при повышении его значения, увеличивается количество шумов на снимке, поэтому при настройке всегда выбираем минимально возможное число.

Светочувствительность матрицы или пленки не изменяется, она постоянна, а повышение ISO – это искусственное усиление сигнала. Измеряется ИСО целыми числами от 50, 80 или 100, в зависимости от параметров камеры, современные модели профессиональных фотоаппаратов могут похвастаться ISO до 12000, или даже выше 100 тыс. Самые распространенные значения – 100, 200, 400 и 800, в диапазоне ISO 50-200 наблюдается минимальное количество помех, некоторые современные объективы на зеркальных фотокамерах могут предоставить высокое качество работы до 800.

Высокие показатели ISO необходимы при работе в условиях недостаточного освещения, с короткими и сверхкороткими выдержками. При подготовке к съемке нужно выбирать минимальное значение ИСО из рабочего диапазона камеры, постепенно повышая его при необходимости до оптимального соотношения света и шумов.

Выдержка

Третьим параметром, влияющим на экспозицию и итоговый результат, является выдержка. Она является по сути отрезком времени, когда створки диафрагмы открыты и матрица получает информацию от окружающих объектов. Движущиеся предметы или люди передают каждый этап своего перемещения в пределах этого отрезка времени, а свет накапливается. Таким образом, при длительной выдержке движения получаются смазанные, а дневной свет значительно увеличивает риск переэкспонировать снимок. При коротких или сверхкоротких значениях выдержки темные предметы не успевают «прорисоваться», а движущиеся – быстро переместиться.

Выражается выдержка в секундах или долях секунды, бывает длинной, средней или короткой и напрямую влияет на экспозицию. Чем дольше открыты створки, тем больше информации и света поступит на матрицу, тем выше шанс получить качественное фото в условиях недостаточного освещения. Рассмотрим особенности выдержки, в зависимости от ее длительности:

Длительная выдержка. Это любимый вариант ночных фотографов и тех, кто желает получить интересные кадры воды, звездного неба, уличных пейзажей с автомобилями. Ее можно условно поделить на 3 подгруппы. От 30 до 1 секунды (бывают съемки и с более длительной выдержкой) обычно снимают ночной город, небо и другие объекты в темное время суток. Любое движение руки, даже минимальное дрожание, может сильно исказить снимок, поэтому обязательно применяется штатив.

Если выставлять значения от 2 до ½ секунды, то можно снимать красиво бегущую воду без эффекта замерзания. На снимках получается гладкий красивый поток, такой подход часто используется для съемок водопадом и рек. Кроме того можно снимать пейзажи с достаточно большой глубиной резкости, что позволит создавать глубокие многоуровневые снимки ландшафта и природы. Здесь также не обойтись без систем стабилизации – штатива или поясных креплений.

Выдержка от ½ до 1/30 секунды используется для размытия фона вокруг движущегося объекта с протяжкой, или для эффекта дрожания некоторых объектов. Здесь можно снимать с рук, используя только внутренние системы стабилизации снимка.

Средняя выдержка. Как и все средние параметры, значения от 1/30 до 1/100 используются для повседневной съемки при достаточном освещении, минимальном движении и возможности менять ракурс и расстояние до объекта съемок. Снимать можно как с рук, так и с использованием штатива, сильно на качество снимка дрожь не повлияет. Создавать необычные снимки и фотографические шедевры в такой ситуации вряд ли получится, а вот отснять свадьбу или студийную фотосессию запросто.

Короткая и сверхкороткая выдержка. Сюда можно отнести числа от 1/200 и меньше. С такими показателями выдержки снимают быстро движущиеся объекты, спортивные соревнования, вспышки молний, капли воды и прочее. Для короткого и сверхкороткого времени экспозиции необходимо большое количество света, поэтому снимать нужно в светлое время суток и ясную погоду. В соответствии с художественным замыслом и идеей, можно выбрать такую выдержку и для темного помещения, чтобы выделить объект из темноты, но будет много недоэкспонированных участков.

Треугольник зависимости параметров

Взаимосвязь значений выдержки, диафрагмы и ISO отражается в схеме и называется треугольником экспозиции. При повышении одного из параметров при неизменных других изменяется конечный результат за счет увеличения или уменьшения глубины резкости.

Если увеличивать выдержку, то света на матрицу попадает больше, а движущиеся объекты размываются. Значение выдержки не влияет на ГРИП, только на экспозицию. Если изменять степень открытия диафрагмы при постоянных остальных значениях, меняется и глубина резкости, и количество света на матрице. При повышении значения f, увеличивается размытие фона за счет уменьшения глубины резко изображаемого пространства. Таким образом получается размытый фон и можно сделать нечеткий передний план, чтобы подчеркнуть объект съемок. При раскрытии диафрагмы увеличивается и количество света, попадающего на матрицу, соответственно, нужно корректировать значение ISO, чтобы не переэкспонировать снимок.

С повышением светочувствительности при неизменных выдержке и диафрагме повышается количество помех и шумов на снимке, ухудшается четкость и цветопередача. Исправить ситуацию можно, снижая длительность выдержки при повышении ISO и закрывая створки диафрагмы.

Для оценки экспозиции в процессе съемок можно использовать удобный инструмент – гистограмму, на которой сразу видно, если света слишком много, или мало. В зависимости от условий съемок можно на ходу скорректировать параметры и получить более качественный кадр.

Настройка в зависимости от условий съемки

Чтобы определиться с параметрами для фотографии, нужно примерно прикинуть количество света в месте съемок, расстояние до объекта и условия – будет ли движение в кадре, какой жанр и стиль выбран. Если вы снимаете на улице днем на большом пространстве, сразу выставляйте минимальное значение ISO (50-100), среднюю выдержку (1/30 – 1/2) и делайте пристрелочные снимки с разными значениями диафрагмы, фокусируясь на объекте, бесконечности, переднем плане. Так вы определите нужные параметры.

Съемки в тех же условиях, но ночью потребуют повысить ISO, увеличить выдержку и захватить с собой штатив. Если при недостаточном освещении предметы будут перемещаться, то есть смысл снимать в средних показателях ISO, но при открытой диафрагме. ГРИП уменьшится и фон будет размыт, но объект съемок будет в фокусе.

В студийной съемке главным будет выдать максимальную четкость и правильное освещение. Тогда потребуется короткая выдержка, минимальное значение светочувствительности и максимально раскрытая диафрагма. Это даст возможность снимать близко, использовать студийные осветители. Такие условия – идеальны для наработки навыков в настройках камеры: света всегда достаточно и он работает в нужную сторону, объект съемок максимально неподвижен, а расстояние выбирает сам фотограф.

Самым сложным считается вариант съемок на праздничных или спортивных мероприятиях, при создании репортажей. В такой ситуации много движущихся объектов, постоянно изменяются световые условия и расстояния. Для свадеб или праздников существуют режимы с приоритетом выдержки, ISO или диафрагмы, когда изменять нужно не все параметры, а только 1-2 из них. В любом случае, время экспозиции будет минимально возможным, ИСО часто снижается до базовых значений 50-100. А работа ведется за счет изменения диафрагмы и фокусировки. Спортивные соревнования – отличное место для использования телевиков (объективом с расширенным фокусным расстоянием) и короткой выдержки.

Автоматические режимы

Для облегчения работы фотографа в условиях, когда качество работы будет проверяться максимум на снимках 10х15 см или на экране ПК, есть смысл обратиться к автоматическим режимам. То же самое касается домашней фотосъемки, когда нужно запечатлеть событие максимально подробно без создания художественности и фотографических изысков.

Самые распространенные режимы:

  • Портретный режим направлен на поиск минимально возможной глубины резкости для данного объекта, чтобы максимально передать детали лица. Выбирается минимально возможное значение f. В таком режиме можно вести и предметную фотосъемку.
  • Ландшафтный, напротив, ищет показатели f, при которых ГРИП будет максимальный, иногда даже выставляется фокусировка на бесконечность.
  • Спортивный режим подразумевает минимальную выдержку для данной экспозиции, чтобы получить четкое неразмытое изображение. При этом повышается ИСО и выбирается наименьшее значение f.

  • Ночной, наоборот, предлагает снимать на максимально возможной выдержке и светочувствительности. Минусом такого режима является необходимость использования дополнительного освещения переднего плана.

У каждой камеры есть свой набор режимов, значительно облегчающих жизнь и голову простых обывателей. Если внимательно изучить прилагаемую инструкцию, можно снимать вполне приличные и качественные фотографии, не углубляясь в дебри технических параметров фотоаппарата. Люба фотография складывается из комплекса параметров и является уникальной в каждую секунду времени. Задача фотографа увидеть этот момент и правильно ухватить его, используя возможности своей фотокамеры.

Комментарии

Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Будьте первым, кто оставит отзыв для этой статьи.