Влияние объектива на цветопередачу

3 мая 2018
463
0

При создании фотографии большую роль играют два основных пункта: мастерство фотографа и его камера. Остальное – дело случая. Любую погоду можно использовать для получения художественных снимков, под любое количество освещения можно настроить камеру или добавить вспышки, каждый пейзаж или объект можно снять с миллиона разных ракурсов.

Кроме того, один и тот же фотограф на разных фотоаппаратах выдаст немного разные результаты, как и на одной камере два мастера вряд ли смогут снять идентичные картинки. Это что касается качества, смысловой наполненности и композиционных приемов. Свойства, напрямую зависящие от «мощности» камеры, сложно скорректировать опытом и дополнительным оборудованием. Например, ГРИП, он конечно зависит от расстояния до объекта и степени открытия диафрагмы и многих других параметров, но для одной камеры он будет фиксированный. Если фокусной расстояние камеры фиксированное, то вряд ли удастся взять от фотоаппарата те же снимки, что и от «телевика».

Содержание статьи:

На параметр цветопередачи напрямую влияют несколько факторов:

- строение матрица камеры и ее состояние;

- состояние всех стеклянных элементов аппарата, в том числе и системы зеркал;

- объектив;

- настройки камеры для съемки;

- как ни странно, дисплей фотоаппарата может выводить изображение с неправильными цветами, что заставляет менять настройки или оптику.

При просмотре снимков с экрана добавляются еще и характеристики монитора, а при печати на бумажном носителе – принтера. Чтобы понять на каком этапе цвет «убежал», нужно опытным путем выявлять источник проблемы.

Что же такое цветопередача?

Из термина понятно, что это цвета, воспринимаемые глазом человека. То, каким мы видим снимок и каждый оттенок на нем. Бывает, что по вине фотографа изменяются настройки камеры, или монитор передает их немного не правильно, и снимок начинаем «синеть» или «краснеть». Тогда их можно скорректировать фильтрами. Если проблема в мониторе, его можно откалибровать. Существует еще погрешность стекол объектива. Она часто незначительная, но ощутимая на большом формате печати. Некоторые фотографы умышленно приобретаются фильтры и объективы, изменяющие цвета или придающие определенные оттенки всей фотографии.

Цветопередача – один из качественных показателей фотографии, даже для простых потребителей заметны ошибки в оттенках. Чем больше матрица камеры, тем меньше шансов получить резкие переходы цветов или заметные искажения.

Объективы, изменяющие цветопередачу

Все объективы каким либо образом изменяют цветопередачу, хорошие и качественные делают это незаметно для человеческого глаза. Все искажения можно условно поделить на 3 группы:

- задумка фотографа, тогда подбирается объектив и комплект светофильтров к нему, чтобы все снимки получались с определенным оттенком;

- неправильная подборка настроек и объектива, вследствие чего получаются некачественные снимки;

- некачественная техника, затертые стекла или дешевые объективы часто дают погрешности в цвете априори из-за качества сборки и материалов.

Рассмотрим каждый вариант подробнее.

Объективы и светофильтры, изменяющие оттенки умышленно

Цветовые эффекты с выделением одного фрагмента на черно-белом снимке, наложение на всю картинку одного оттенка или сильное преимущественное усиление одного цвета - являются замечательным инструментом в арсенале фотографа. Использовать такой прием можно в любом жанре фотографии: цветочки на зеленой поляне в пейзаже, глаза и схожие по цвету украшения в портрете, акцентирование внимания на детали натюрморта и многие другие варианты. Для этого есть Photoshop, накладные фильтры или естественные погрешности стекол объектива.

Существуют объективы с креплениями для светофильтров и возможность приобрести подходящие того же производителя в комплект. Это модели с резьбой, на которые эти фильтры навинчиваются и при необходимости быстро меняются.

Качество линз и функциональных элементов объективов

Кроме умышленного изменения цвета или оттенков на снимке, каждый фотограф сталкивался с неприятными ситуациями появления на фото цветных бликов, или явного искажения цветопередачи. Они могут возникать из-за неправильных настроек камеры, неподходящего объектива, покрытия самих функциональных деталей, или низкого качества стеклянных элементов оборудования. Стекла плохого качества со временем теряют свои свойства передавать информацию с нужным искажением. И начинают давать помехи, нарушать четкость снимка, создавать дисперсионные шумы на фотографии. На снимке 10х15 см и большинстве мониторов такие недочеты не всегда можно разглядеть и ощутить. А вот при широкоформатной печати или просмотре на большом экране будут заметны.

Одним из таких неприятных для фотографа явлений является хроматическая аберрация и шумы. Это появление цветные участков по контуру четко очерченного предмета на достаточно светлом фоне, цветные блики или "смазывание" границ объекта. Ситуация неприятна еще и тем, что на экране дисплея фотоаппарата ее отследить достаточно сложно, а исправить в процессе постобработки практически нереально. Чтобы избежать или минимизировать появление хроматических аберраций, нужно корректировать настройки камеры:

- располагайте важные элементы максимально близко к центру снимка, негативные эффекты усиливаются к периферии линзы;

- используйте максимально возможные значения диафрагмы, то есть закрывайте створки, чтобы минимизировать количество света и шанс появления искажений цветопередачи;

- снимайте в средних значения фокуса для объектива, широкофокусные объективы имеют значительные искажения цветопередачи в крайних значениях фокусировки;

- выбирайте ракурс не на прямые солнечные лучи, именно они дают сильные искажения цветопередачи.

У большинства качественных (равно "дорогих") объективов процент искажения настолько минимальный, что практически не стоит упоминания.

Как правильно выбрать объектив?

Точность цветопередачи напрямую зависит от объектива и других функциональных элементов камеры, поэтому выбор правильной оптики – один из вариантов решении проблемы искажения цветов на фотографии. Если изменить технические возможности и параметры камеры достаточно сложно, то можно сменить аксессуары и дополнительное оборудование. По каким параметрам следует выбирать модель объектива:

- цена не является панацеей от всех проблем, но дорогой объектив с большей вероятностью выдаст реальные цвета, нежели дешевый;

- бренд, ситуация схожа с предыдущим пунктом – именитые производители выпускают модели для начинающих и опытных фотографов, для богатых и не очень. Качество снимков также будет разниться.

- Фокусное расстояние. В средних значениях фокуса все объективы выдают наиболее качественный результат. Чем шире диапазон работы, тем больше искажений будут на снимке в крайних значениях, то есть максимально близко и наиболее далеко от камеры.

- Возможность крепить навинчивающиеся светофильтры- резьба.

- Светосила объектива напрямую влияет на качество снимков. При прочих равных параметрах светосильные модели подают больше информации на матрицу, соответственно и шумов.

- Система внутренней стабилизации – немаловажный фактор при выборе модели объектива. Она позволяет снизить уровень шумов и улучшить качество фотографии.

Настройки камеры для цветокоррекции

Причины и предпосылки для нарушения цветопередачи вполне понятны, осталось разобраться, как снизить их влияние на качество снимка. Приемов великое множеств, каждый фотограф имеет свои «джентельментский набор» способов убрать цветовые искажения.

Кто-то подбирает оборудование, кто-то докупает дополнительные аксессуары, а кому-то достаточно ручного режима баланса белого и графического редактора. Начинающим фотографам можно посоветовать начать со следующих мероприятий:

- Корректировка, или калибровка по серому. Для этого можно приобрести специальную бумагу – карту, с коэффициентом отражения 18% и нейтрально серого цвета.

- Ручной режим баланса белого. При автоматических настройках, каждый фотоаппарат используют свой собственный алгоритм. При создании профессиональных снимков или для заказчика не стоит полагаться на беспристрастный взгляд фотоаппарата.

- Широко раскрытая диафрагма захватывает большой объем информации, в том числе и «мусор». Чем сильнее открывается диафрагма, тем меньше должно быть время экспозиции, то есть выдержка.

- Высокие значения параметра светопоглощения имеют такие же побочные эффекты, что и диафрагма - информация тащит за собой и цветовой мусор.

- Выдержка предопределяет время открытия матрицы, чем дольше она открыта, тем больше шумов и бликом можно получить.

- Автоматические режимы, сюда можно отнести баланс по каждому цвету, встроенные фильтры и стили съемок. Каждый из них имеет свой набор параметров, в том числе и в цветопередаче.

- Внутренние стабилизаторы камеры и штатив значительно снижают уровень шумов, вызванных дрожанием рук и движениями камеры в процессе экспозиции.

Подытожим вышесказанное

Цветопередача – это восприятие отраженных лучей света глазом. Когда свет улавливается не зрачком, а матрицей камеры, есть шансы получить искажения и неточности. Получается это из-за свойства стекол, качества материалов сборки, а также цифровых эффектов, наложенных на информацию.

Если все сделать правильно и учесть все параметры, то искажение цвета на снимке по сравнению с реальным объектом будет минимальное, иногда даже незаметное глазу. Исправить цветопередачу можно следующими методами:

  • Выбор оптимальной модели объектива;

    Поиск оптимального ракурса и источников света;

    Ручная настройка баланса белого;

    Расположение главных объектов по центру снимка в средних значения фокуса объектива;

    Минимально возможные значения диафрагмы, светочувствительности и выдержки;

    Грамотная постобработка файлов формата RAW в графическом редакторе.

Не бывает одинаковых снимков, даже с идентичными параметрами, поэтому процесс переноса цвета на бумагу – вопрос опыта и профессионализма. Делайте максимальное количество снимков на каждой фотосессии, пробуйте разные настройки, снимайте в RAW и смотрите снимки на качественно откалиброванных мониторах, тогда искажения цветопередачи будут минимальными.

Комментарии

Будьте первым, кто оставит отзыв для этой статьи.