• Главная
  • Статьи
  • Контражур или контровой свет в фотосъемке: что это такое?

Контражур или контровой свет в фотосъемке: что это такое?

31 декабря 2019
238
0

Общеизвестно, что при съемке фотографии можно и даже необходимо прибегать к разным видам света. Естественный свет при умелом использовании всегда будет играть вам на руку, но сослужить вам полезную службу в творчестве может как освещение прямое или сбоку, так и свет контрового типа. В нашей сегодняшней статье мы во всех подробностях расскажем вам об этом виде освещения.

Содержание статьи:

Контровой свет: что это?

Каждый профессиональный фотограф знает, что если прямо в глаза светит солнце - это вовсе не значит, что о съемке можно забыть. Ведь это положение дел можно повернуть в выгодное русло. И каждый опытный фотограф прекрасно осведомлен об этом.

Итак, что же из себя представляет контровый свет? Это тип света, при котором основной световой источник расположен позади объекта съемки. И при этом его расположение строго по центру отнюдь не является непременным условием. он может падать сверху, сбоку, даже снизу, главное, чтобы он был расположен позади модели и направлен в сторону объектива фотокамеры. Это абсолютно логичное условие, поскольку такое освещение является рискованным и при неправильном использовании может совершенно испортить съемку. Поэтому такой свет лучше начинать использовать, когда у вас уже есть определенный опыт в фотографии. Не зная всех нюансов контрового света, можно легко получить не роскошный и интересный снимок, а обыкновенное темное пятно.

Но бояться использовать такой свет не стоит, ведь все когда-то происходит впервые. И без ошибок творческий процесс попросту не живет. Если вы правильно используете контровый свет, то он может сделать фотографии поистине волшебными, оживить их.  

Контровым светом может служить не только естественный источник, но и искусственный. В том случае, если при съемке вы используете четыре световых источника, то контровый свет необходимо будет поставить прямо за моделью. И ни в коем случае не путайте контровый свет с фоновым - это совершенно разные вещи. Фоновый свет нужен, чтобы просто подсветить фон, а контровый свет необходим, чтобы сделать фотографию более яркой и колоритной, он является полноправным художественным средством снимка.

В фотосъемке и при съемке кинофильмов к контровому свету прибегают для передачи нежности образа. И это объяснимо, ведь если даже немного подсветить волосы девушки сзади при помощи контрового света, они засияют, будут казаться пышнее. Кстати, помните, что при использовании контрового света необходимо обязательно следить за тем, чтобы главный источник освещения не оказался в кадре. Если это произойдет, то на снимке будут присутствовать неэстетичные блики. Если только вы не намерены использовать их как некий творческий прием, иначе в кадре они будут совершенно лишними и непривлекательными.

Использование контрового света в фотографировании также бывает полезно еще и в том случае, если нужно выделить какой-то объект фона. Например, прямой свет на театральной сцене дает ощущение, что актеры и декорации плоские. Освещение же зс спиной создает совершенно иной эффект.

Научившись грамотно использовать при съемке контровый свет, вы сможете наделить свои фотографии глубиной, сделать их более объемными, поистине говорящими. Если вы читаете эту статью, то вам наверняка уже известно, что объем в фотоснимках обеспечивают тени. Если освещение прямого типа, то на снимке теней почти не будет, а при освещении сбоку тени на фотографиях становится очень сложно держать под контролем.

А вот в том случае, когда главный источник освещения находится сзади объекта, то вы сможете управлять тенями на снимке с легкостью. Чтобы удлинить тени или наоборот сделать их более короткими, можно всего лишь совсем чуть-чуть поменять свое положение относительно объекта съемки: сесть, отойти, наклонить камеру.

По-настоящему достойные снимки с использованием контрового света вы сможете сделать тогда, когда поймете все хитрости его использования. Самым простым вариантом будет использование вспышки. В таком случае лицо вашей модели будет столь же ярким, как и фон. Причем вы сможете использовать все плюсы освещения сзади. Но главное, будет необходимо следить за тем, чтобы портрет не получился переосвещенным. Чтобы этого избежать, просто установите импульс менее сильной мощности.

Помимо этого, можно немного закрыть вспышку листом белой бумаги - она идеально выступит в роли рассеивателя. Когда вы выполните все, о чем было написано выше, вам удастся избежать появления бликов на лице вашей модели, преобразовать свет на фото наилучшим образом, сделать его нежнее и ровнее.

Но нужно помнить, что вспышка не всегда может быть под рукой, а иногда она и вовсе не будет полезна. Чтобы получить качественные фотографии без использования вспышки, нужно соответствующим образом настроить фотоаппарат:

Во-первых, потребуется выставить точечный режим экспозамера.  В этом случае интенсивность света будет измеряться с опорой на объект, находящийся в фокусе и совпадающий с точкой замера.

Во-вторых, нужно будет выбрать положительный тип экспокоррекции. Если вы это сделаете, то сможете получить на снимке четкие детали, находящиеся в тени. Более точную величину следует выбирать уже на месте, делать тестовые фотографии с различными корректирующими настройками и просто выбирать самые удачные из них.

Разумеется, если вы снимаете с контровым светом, думать о ярком фоне не следует. На фотографии появятся дефекты, вы получите пересвеченный и размытый фон, иногда могут быть не видны детали. Но в ряде случаев явление это является абсолютной нормой. Это специфика снимков с использованием контрового света.

Еще один случай, в котором будет полезно использовать контровый свет - если нужно добиться четко и эстетично обозначенных силуэтов на снимке. Если вы хотите такого эффекта, вам будет необходимо как можно сильнее затемнить тот  объект, который вы снимаете. Маленькие детали в данном случае не будут играть важной роли. Именно по этой причине, создавая силуэт, вы можете не думать о настройках коррекции экспозиции и замера, о которых нами уже было сказано немного выше.

Когда вы осуществляете съемку силуэтов, вам нужно полностью контролировать их выразительность. Когда вы делаете снимок одного человека, то ему лучше встать в профиль. Если же нужно снять двух и более человек, то нужно следить за расстоянием между силуэтами: между ними должно быть достаточно свободного пространства, чтобы не произошло наложения, скрещивания, слияния их между собой.

Контровой свет при съемке пейзажа

Контровый тип света можно использовать не только при съемке портретов, но и при фотографировании пейзажей. Согласитесь, когда солнечный свет светит прямо в объектив, все окружающее пространство начинает казаться чарующим. В особенности роскошные снимки можно получить тогда, когда солнечный свет появляется из облаков. Это красивое небе можно сделать полноправным персонажем фотографии.

При помощи контрового света можно сфотографировать как силуэт модели, так и любого объекта природы. При этом этот самый объект будет в максимальной степени затемненным, а окружен будет светящимся ореолом. Такой прием при съемке объектов природы обеспечит волшебный эффект. Кстати, в процессе съемки следите за тем, чтобы солнце не оказалось прямо в кадре. Гораздо лучше, когда оно расположено за объектом и окутывает его красивым ореолом света.

А еще вы можете сделать угол охвата более узким, выведя солнечный свет за пределы снимка. Таким образом можно сделать красивые снимки паутины, ведь без освещения сзади она может быть совершенно не видна. Еще одна интересная идея - съемка в тумане против солнечного света. При такой съемке туман будет как будто бы освещен изнутри. Это невероятно красивый эффект.

Кстати, чем более близко находится солнце к горизонту (в вечернее или рассветное время), тем более нежным и насыщенным будет естественное освещение. Вы ведь знаете, что когда солнечный свет освещает объект сбоку, оно создает вокруг него светящийся контур, который крайне эффектно контрастирует с объектом, если фон приглушен. Можно использовать эту особенность природы и пофотографировать на закате или рано утром.

Стоит также поснимать на берегу водоема, если вы имеете такую возможность. Солнце очень интересно и ярко окрашивает воду в разные цвета, и это будет очень красиво смотреться на снимке.

Контровой свет: основные сложности съемки

Очень часто фотографы сталкиваются со следующей проблемой: камера буквально ничего не видит, когда в съемке задействован контровый свет. Такое случается в том случае, если динамический диапазон фотокамеры недостаточно велик. Как итог - сплошные крайности: пересвеченные или слишком темные фотографии, будто бы снятые в ночное время.

Но не отчаивайтесь: это одна из тех пробле, которые очень легко решаются на этапе обработки снимков. Нужно будет прибегнуть к коррекции света и тени в фотошопе. Кстати, лучше всего снимать в RAW.

На снимках также могут появиться неэстетичные цветные пятна, или, как их еще называют, солнечные зайчики. Они появляются в том случае, если слишком яркий свет падает прямиком в объектив камеры. Решение проблемы состоит в том, чтобы убрать солнце за пределы кадра или подкорректировать направление искусственного света. А еще рекомендуем пользоваться блендой, предотвращающей появление бликов. 

Но это тоже можно сделать не всегда.  Солнце тоже может являться главным объектом фотографии.  А еще более трудно красиво сфотографировать облака, сквозь которые пробивается солнце, ведь они делают свечение еще более сильным.

Способов решения проблемы солнечных зайчиков, на самом деле, совсем не мало. Самым легким из них будет использование отрицательной коррекции экспозиции, а после съемки - уравновешивание баланса света и тени в фотошопе. Есть еще одно решение, но это более трудный путь: сделать некоторое количество фотографий в брекетинге, а потом сделать из них одно фото в HDR

Часто помогает просто прикрыть солнце иными объектами. К примеру, можно попробовать снять солнце в листве деревьев - это будет красиво, а особенно если вы снимаете в осеннее время.

Стоит также помнить о том, что контровой свет отражается от поверхности, на которую падает, зеркально. Дабы предотвратить излишний уровень свечения на снимке, вы можете просто поменять свое положение или наклон фотоаппарата. 

Контровой свет при съемке портретов

Чтобы снимать портреты с использованием контрового света при естественном освещении на природе, самым удачным временем будет раннее утро или время на закате. Именно в эти временные промежутки солнечный свет падает под небольшим углом, а поэтому свет будет нежным, не будет ослеплять. 

Если у модели длинные волосы, а при съемке есть сильный ветер, то нужно выбрать то положение, при котором ветер будет дуть в лицо. Солнечный свет при этом должен освещать девушку сзади или чуть сбоку.

Если грамотно поставить свет, то можно добиться очень красивого, сияющего ореола, окружающего волосы. Для того, чтобы красиво его подчеркнуть, нужно избрать темный фон для съемки. Искомого контраста можно добиться, к примеру, если снимать девушку в летнее время, используя в качестве фона зеленую листву или же фотографируя на фоне затемненной стены.

Для того, чтобы добиться как можно более равномерного распределения света, необходимо, чтобы солнце полностью было за спиной девушки или чуть в стороне нее. Здесь нужно только экспериментировать и выбирать самое удачное расположение для источника света.

Контровой свет при съемке на закате

 

Закатное солнце может быть не только отличным источником контрового света, но и стать великолепным цветовым оформлением для съемки. Свет солнца в закатный час не настолько яркий, как, например, в полдень. Поэтому такой свет можно без труда нейтрализовать при помощи даже самой слабой по мощности вспышки. Именно этот прием при съемке может отлично подсветить детали и объекты, находящиеся на первом плане снимка.

Существует еще один вариант, который является более сложным, чем первый. Он заключается в том, чтобы придать лицу модели тот же оттенок, который имеет небо на закате. Чтобы это сделать, понадобится внешняя вспышка, которой нужно управлять при помощи камеры. Эту вспышку следует поставить как можно ближе к модели, прикрепить рассеиватель, накрутить фильтр света необходимого оттенка и сделать серию снимков. Это будет очень красиво.

Контровой свет при макросъемке

Именно такой режим является самым простым в работе с контровым освещением. Все природные детальки, такие как травинки, листочки, цветы будут выглядеть абсолютно волшебно, если при съемке осветить их сзади. В том случае, если нет подходящего естественного освещения, можно создать контровый свет искусственным путем. И тут вам на помощь придет внешняя вспышка. Ее нужно лишь поставить позади объекта съемки и управлять ей с камеры.

Мы искренне надеемся, что эта информация пригодится вам при освоении контрового света. Помните, что в любой работе главное - это практика. Снимайте как можно чаще, и контровый свет станет вашим безоговорочным союзником при съемке.

Желаем вам удачи и творческих успехов!

Комментарии

VerifyCode
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Будьте первым, кто оставит отзыв для этой статьи.