• Главная
  • Статьи
  • Основы композиции. Золотое сечение и пропорции Фибоначчи в фотографии

Основы композиции. Золотое сечение и пропорции Фибоначчи в фотографии

3 августа 2017
1318
0

Можно потратить много денег на покупку навороченной камеры с добрым десятком опций и крутым зеркальным объективом, но это лишь часть результата. Красивый, вызывающий эмоции снимок рождается не только благодаря технике, которую держит  в руках фотограф. Без знаний законов композиции сложно грамотно выстроить кадр, задать ему правильную структуру, вложить художественный смысл и вдохнуть жизнь.

Содержание статьи:

Как донести до зрителя атмосферу момента, идею фото-задумки, эффектно расставить акценты и сделать фотографию насыщенной, выразительной, глубокой? Для достижения этих целей профессионалы используют законы композиции. В первую очередь, золотое сечение и пропорции Фибоначчи. Что означают эти красивые слова и как их использовать на деле - читайте в статье.


Что такое золотое сечение?

В учебниках написано, что за закон золотого сечения человечество должно быть благодарно Пифагору - именно он открыл это правило и рассказал о нем своим ученикам. Более того, открытие обрело мистический характер. Ученый полагал, что формула обладает гораздо большим значением, связано с потусторонним миром. Последователи Пифагора не брали в расчет подобные домыслы, а лишь пользовались законом для создания скульптур, архитектурных строений, картин, барельефов.

_137.jpg?1501751373712

О чем говорит история: на основе правила золотого сечения были построены древнеегипетские пирамиды, храмы, гробницы. Украшения Тутанхамона также свидетельствуют о том, что мастера, изготавливающие ожерелья и браслеты для своего почитаемого фараона, тоже основывались на золотом сечении. Это удивительное открытие изучил Леонардо да Винчи. Он немного адаптировал формулу для восприятия и на деле доказал работу уникальность пропорций.

Суть уравнения в том, что точки, расположенные на пересечении линий, по определенному принципу делящих кадр на части, становятся зрительным магнитами, притягивают взгляд. Структура композиции должна состоять из нескольких областей - так, чтобы вся горизонталь отрезка имела в соотношении большую и меньшую части, одинаково пропорциональные к основной длине.

По другой версии правило третей и золотое сечение родилось благодаря итальянскому математику Леонардо Фибоначчи, который вывел удивительную закономерность. Поставив определенные числа в ряд, ученый сделал открытие - каждая часть последовательности является результатом сложения двух предыдущих. Это и вошло в основу правила третей и расположения узлов внимания, на основе которых строится структура кадра.

Fibonacci-leonardo-pisa.jpg?1501752546464

За сотни лет востребованность золотого сечения не угасла. Современные художники, скульпторы, фотографы успешно используют его в своем творчестве. Применение этого правила позволяет концентрировать взгляд человека на главных точках композиции. Картинка выглядит гармоничной, концептуальной. Зритель с удовольствием рассматривает детали, увлекается сюжетом. Фотография обретает динамику, становится интересной мини-историей с заданной мастером тематикой.

 


Золотое сечение на практике

В современном фотоделе широко применяется правило третей, основанной на законе золотого сечения. Деление кадра на три равные части позволяет грамотно выстроить структуру композиции, правильно расположить узлы внимания (или “точки силы”) - их должно быть четыре. Это напрямую влияет на восприятие зрителем снимка.

  • Небольшой мастер-класс:
    Если вы хотите в пейзаже отразить живописный горизонт на фоне заходящего солнца, его лучше расположить вдоль верхней линии. В данном случае избегайте чрезмерной воздушности в кадре - это отвлекает внимание, впускает в снимок пустоту.

Перед вами стоит задача показать зрителю небо удивительной красоты, заключите его в две верхние части, на нижней расположите землю. Но в случае с небесным пейзажем обязательно используйте детали, которые разнообразят композицию, придадут дополнительные акценты: птица, самолет, воздушный шар и т.д.

 

Снимая человека в полный рост, никогда не центрируйте композицию. Объект должен быть расположен или в правой вертикальной стороне, или в левой. Так вы зададите  нужное смысловое направление. Элемент в центре (это может быть здание, флагшток, маяк, арт-объект) режет кадр на две части, заставляет зрителя искать смысл, сомневаться, теряться в структуре снимка.

Оставляйте пространство после взгляда, а не до него. Человек, у которого голова повернута в правую сторону, должен быть расположен на левой вертикальной линии - чтобы перед ним оставалось место для размещения предмета его внимания.

Большинство современных камер оснащены подсказками, позволяющими грамотно выстроить композицию не на глаз, а четко по линиям третей. Нажав на кнопку, на картинку, которую вы видите через видоискатель, накладывается сетка, задающая пропорции правила третей. Функция называется кадрирование.


Примеры использования золотого сечения и правила третей

Профессиональный фотограф с многолетним опытом работы зачастую не задумывается о кадрировании в соответствии с законом золотого сечения - это происходит по наитию, автоматически. Для новичков очень важна практика грамотного построения снимка. Начать лучше всего с правила третей. Чтобы наглядно продемонстрировать работу закона идеальных пропорций кадра, приведем примеры.

Пейзаж с линией горизонта

Одна из распространенных ошибок, которую допускают фотографы - это линия горизонта, которая делит кадр на две равные части. Обратите внимание на снимки профессионалов. Горизонт либо в верхней части, либо в нижей. Располагая границу с небом и землей в верху, вы даете зрителю возможность сконцентрироваться на деталях пейзажа. Смещение линии вниз открывает возможности для художественного отображения неба. Фигурные облака, лучи солнца, пробивающиеся сквозь тучи, северное сияние, удивительные закатные или рассветные переливы - все это в совокупности становится акцентом композиции.

Пейзаж с дополнительными элементами

Хотите сделать кадр выразительным и глубоким, чтобы зритель с интересом вникал в сюжет композиции и воспринимал картинку в соответствии с вашей творческой идеей - используйте детали. Пусто и одиноко смотрится морская гладь, соседствующая с небом, иногда они могут даже сливаться по цветам. В данном случае необходимо впускать в кадр яркие элементы, которые обозначат границы и внесут в композицию жизнь. Это могут быть, к примеру, корабли, яхты, лодки, дельфины, серфингисты. И обязательно используйте вертикали - разряжает структуру, лишает ее монотонности.

Работайте с контрастами. Интересными и концептуальными получаются снимки с противопоставлением старого и нового, яркого и бесцветного: пламя огня на фоне сумеречного неба, старый деревянный домик на берегу озера или подвесной мост и тд. Якорные элементы, которые притягиваю к себе внимание, становятся главными действующими героями фотографии.

Человек крупным планом

Расположив модель близко к одному из краев, вдоль правой или левой вертикальной линии, вы таким образом решаете сразу две задачи. Первая - портретный акцент на чертах лица, выражении глаз. Снимок становится персонализированным, обретает свой характер, темперамент, настроение. Вторая - открываете зрителю фон, погружаете в обстановку, атмосферу, которая художественно всплывает за образом героя. Это психология: если перед глазами крупный предмет и много мелких, хочется рассматривать не только основу композиции, но и ее детали - особенно в случае грамотного смещения в сторону по правилу третей.

Макросъемка

Снимая объекты в режиме макро, снова следует придерживаться золотых законов фотографии. Макросъемка предполагает очень сильное увеличение, концентрацию на деталях объекта.

  • Важный момент.
    Акцент автоматически смещается на фактуру и особенности ключевого элемента композиции, и ничто не должно этому мешать.

Фотографируя экзотический цветок в тропическом лесу, делайте задний фон в расфокусе - иначе пестрая растительность сместит акценты, ослабит восприятие главного героя кадра, запутает зрителя. В структуре снимка должен царить минимализм: бабочка на ветке (ветка в нижней трети, бабочка - в правой или левой вертикали), скорпион на песчаной кочке (скорпион - в верхней точке одной из вертикалей, кочка также смещена в сторону от центра). Делайте посыл адресным, точным, не мешайте своей творческой идее успешно воплощаться в жизнь.

babochka-krylyshki-vetka.jpg?1501753654168

Предметы в движении

Съемка динамичного сюжета также предполагает использование вертикалей и диагоналей золотого сечения. Идеальная структура - когда движущийся объект расположен по левой или правой вертикали, а перед ним свободное пространство. Так вы передаете смысл движения вперед. Учитывайте и направление, которое в идеале должно быть слева направо. Приведем примеры: велосипедист на тропинке парка, автомобиль на вечерней дороге, легкоатлет на беговой трассе. Эти сюжеты профессионалы рекомендуют снимать на длинных выдержках, которые задают кадру объем, динамику, стремительность.

Использование канонов фотосъемки позволяет делать красивые, выразительные, вдумчивые кадры, в которых каждый элемент находится на своем месте, композиция грамотно выдержана и скомпонована. Но бывают ситуации, когда не получается четко следовать правилу третей, объект расположен чуть дальше линии вертикали, а смещение в сторону грозит потере другого идейно важного объекта в другой части снимка. В этом нет ничего страшного, вы можете экспериментировать со структурой кадра, если композиция стоит того. Желаем вам творческих успехов и профессионального развития!

Комментарии

Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Будьте первым, кто оставит отзыв для этой статьи.