• Главная
  • Статьи
  • Фотосъемка при искусственном освещении: Особенности и профессиональные приемы

Фотосъемка при искусственном освещении: Особенности и профессиональные приемы

28 июня 2017
1227
0

Освещение - важнейшее условия для качественной фотографии. Люди, животные, пейзажи, репортажные сюжеты - в любом из случаев требуется хороший свет, который помогает фотографу отразить в кадре нужную цветность, объем, контрастность. Планируя фотосессию под открытым небом, профессионалы ориентируются на погоду и время суток. Что нужно учитывать при съемке в помещении и чем комплектовать процесс? В статье дадим полезные советы, которые помогут начинающим фотографам достойно реализовать студийные проекты различной степени сложности.

Содержание статьи:

Что нужно для фотосъемки в помещении

Для качественной фотосессии настольной лампы будет явно недостаточно. Бытовыми осветительными приборами невозможно компенсировать нехватку естественного освещения. На помощь приходит профессиональное оборудование. Если вы только начали осваивать тонкости студийной съемки, вам будет достаточно стандартной системы постоянного освещения.

В комплект входит галогеновая лампа накаливания, стойка, к которой она крепится на различной высоте от пола, и зонт с отражающим покрытием. Этого набора на первое время будет достаточно, чтобы опробовать на практике различные приемы фотосессии в студии. При необходимости можно дополнить аппаратуру стробами - импульсными источниками света.

Что должно быть в студии, кроме света. Фоны в различной цветовой палитре, текстурированные стены, предметы интерьера. Выбор конкретного полотна или фактуры зависит от множества факторов. Так для fashion фотосета понадобится соответствующий антураж и комплекты одежды, в работе с детьми - игровые атрибуты, для портрета - фактурный задний план, не отвлекающий внимания от самой модели.

Оборудовать студию можно самостоятельно, но это займет немало времени и выльется в приличную сумму. Оптимальный вариант, которым пользуются большинство фотографов, - снимать помещение в аренду, под конкретный проект. Выбираете подходящие для вас условия, оговариваете время, требуемую аппаратуру и приступаете к работе.

Выбор ламп

Профессионалы пользуются галогеновыми лампами накаливания, которые без труда можно купить в любом электротехническом магазине. Важно учесть мощность. Оптимальная - в пределах 500-750 Вт. Эти лампы вырабатывают интенсивный поток света на приличном расстоянии - необязательно стойку с зонтом ставить вблизи объекта. При этом угол раскрытия зонта может быть любой - в зависимости от поставленной задачи.

  • Совет. 
    Будьте аккуратны в обращении с галогеновыми лампами, они очень хрупкие. Достаточно небольшого механического воздействия, и колба может треснуть. Покупайте сразу несколько штук, чтобы при возникшем форс-мажоре вы смогли оперативно исправить ситуацию.

Если вы хотите заменить профессиональное оборудование более простым осветительным комплектом, аналогом студийных галогеновых ламп могут стать галогенки, используемые в строительной сфере. Они также обладают большой мощностью, но гораздо тяжелее по весу и быстрее нагреваются. Учтите этот факт при покупке зонтов и насадок, отдавая предпочтение моделям, стойким к температурному воздействию. Стандартные зонты, используемые с импульсными источниками света, в данном случае не подойдут - применяются только с лампами, которые во время эксплуатации не выделяют тепло.

Самый оптимальный вариант - “холодные” или флюоресцентные лампы, особенность которых заключается в вырабатывании светового потока, по цветности максимально приближенного к естественному дневному освещению - чего и стремятся добиться фотографы во время студийной съемки. Но учтите, что одних лишь ламп на стойке будет недостаточно, они должны идти в качестве дополнения к базовому свету.
 
Не забывайте устанавливать на камере параметры “Флюоресцентная лампа”, иначе цвет может исказиться в кадре, обрести неожиданные для вас оттенки, которые при постановке композиции не улавливались через объектив. Настраивайте баланс белого - это приблизит результат к идеалу.

Зонты

По своей конструкции студийный зонт практически не отличим от обычного дождевого, за исключением нескольких функциональных деталей. Также прост и понятен принцип открывания и закрывания, даже новичку не составит труда разобраться в особенностях использования изделия.
 

 
Одно из отличий - светоотражающее внутреннее покрытие, которое направляет лучи в нужную сторону, придает световому потоку эффект рассеивания, равномерного и мягкого заполнения пространства. Таким образом фотографы избавляются от контрастных теней, делают картинку сочной и гармоничной по цветности, с плавными переходами с переднего на задний фон, красивой объемностью.

  • Принцип работы прост.
  • Лампа, закрепленная к студийной стойке, направляется в свод с отражающей пленкой. Сам зонт - в сторону объекта фотосессии. Расстояние зависит от художественной задумки, которую мастер закладывает в композицию кадра. Если стоит задача выделить как можно больше деталей, емко охватить пространство, зонт с лампой надо помещать поодаль. Хотите локально высветлить конкретные элементы - расположите оборудование вблизи модели или предмета. 

Типы зонтов

Существует несколько типов зонтов, применение которых позволяет достичь различных эффектов. Изделия белого цвета используются для равномерного распределения светового потока, но за счет полупрозрачной текстуры не позволяют достичь 100% эффекта в распределении лучей по заданному периметру.

Хотите добиться идеального рассеивания - отдавайте предпочтение зонтам с черным внешним куполом: они отлично отражают лучи, не пропуская их вне корпуса.

Модели с внутренним покрытием металлик идеально задерживают световой поток, но при этом на снимке могут создавать контрастные темные тени. Профессионалы рекомендуют покупать несколько зонтов различных типов - так вы обеспечите себя набором инструментов для решения самых сложных задач в студийной съемке.
 

Диффузные экраны

Эти изделия обладают множеством преимуществ и обязательно должны входить в комплект оборудования фотографа. Мало весят (от 500 грамм до 2 кг.), предельно просты в применении, недорого стоят и, что самое важное для съемки в помещении, - обладают и рассеивающим, и отражающим действиями.

Позволяют создать в кадре идеальные условия освещенности, убрать темные пятна, выразительно расставить композиционные акценты. Особенно востребованы диффузные экраны для выездных сессий, когда фотограф должен взять с собой полный комплект оборудования ( а весит он от 5 до 15 кг).

Рабочие характеристики изделий зависят от плотности ткани, из которой они сделаны. На рамку крепится сетчатое полотно с серебристым напылением. Современные производители выпускают экраны двух степеней - одинарные и двойные (толще и тоньше, соответственно - с усиленными отражающими свойствами и послабее).
 


Параметры баланса

Один из важнейших пунктов, от которого зависит качество снимка, - баланс белого, установленный в параметрах камеры. Особенно при использовании флюоресцентных ламп, которые могут выдавать на картинке цветовое несоответствие реальному восприятию температуры колористики картинки. Возьмите себе за правило: настроив студийную технику, активируйте баланс белого в фотоаппарате. Это не сложно, всего несколько движений.

Встроенная вспышка

Эта функциональная часть входит в конструкцию  и профессиональных зеркальных камер, и обычных компактных, так называемых “мыльниц”. Встроенная вспышка включается как в автоматическом режиме, когда на матрицу поступает сигнал о необходимости подсветки, так и в ручном. В студийной фотосессии одной лишь “родной” вспышки будет недостаточно. Засветится передний план, задний останется темным и размытым или на объекте съемки появятся пятна, цветность мутирует, образуются контрастные тени, силуэт лишится объема. Для качественного кадра в помещении обязательно требуется дополнительное оборудование.

  • Интересно, но факт!
    У большинства современных профессиональных зеркальных камер нет встроенной вспышки. Вместо нее на верхней части корпуса фотоаппарата - “горячий башмак”, специальное крепление для вспышек внешнего типа и других функциональных элементов. Как правило, мастера фотодела отдают предпочтение именно таким моделям, считая встроенную вспышку неэффективной в реализации сложных творческих задумок.   

Внешняя вспышка

Если говорить на международном языке фотографов - speedlight. Она отлично выполняют функции импульсных источников света, обладают направленным и рассеивающим действием, позволяют решить сложные постановочные задачи, не меняют цветности предметов в кадре.

Самый удобный вариант - использование внешней вспышки через “горячий башмак”. Так устройство синхронизируется с камерой, становится ее составной частью. Вы задаете нужные параметры, и картинка получается такой, какой вы ее композиционно выстроили.

В случае работы со вспышкой, которая не монтируется к фотоаппарату, обязательно подключайте ее к специальным радиосинхронизаторам, объединяющим камеру с осветительным устройством. Иначе оба устройства будут работать в разных режимах.
 
Внешние вспышки удобны в работе: мобильны, не занимают много места, просты и понятны в эксплуатации, позволяют решить задачи различной степени сложности. Студийная съемка, репортажная, ивент направленность - в любой момент вы можете оборудовать свою камеру мощным дополнительным источником света, который создаст оптимальные условия для любой фото-задачи. Хотите приобрести качественную аппаратуру - отдавайте предпочтение надежным брендам и покупайте технику в специализированных магазинах.

Комментарии

Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Будьте первым, кто оставит отзыв для этой статьи.