Основы композиции в фотографии

27 июня 2017
774
0

Есть фотографии, от которых не оторвать взгляд: все в них гармонично, эстетично и наполнено смыслом. От чего это зависит? Безусловно, половина успеха на стороне самого фотографа, который мастерски останавливает мгновения жизни, отражающиеся через объектив камеры. Оставшаяся половина зависит от композиции. Грамотно и интересно выстроенная картинка делает кадр живым, выразительным, концептуальным.

Содержание статьи:


Введение

Можно обладать безупречными навыками владения фотоаппаратурой, но при этом делать безликие снимки, лишенные художественной мысли. Композиция - основа основ, от которой зависит смысловая нагрузка кадра, его эстетика, динамика, настроение. Раскроем 17 секретов композиции, которыми пользуются профессиональные фотографы в различных обстоятельствах.


Закон третей

Ошибочно полагать, что главный элемент кадра должен располагаться в его центральной части. Этот прием наоборот лишит фотографию выразительности, запутает зрителя. Правило третей, которым пользуются профессионалы во всем мире, делит снимок на шесть равномерно распределенных линий: три горизонтальных и три вертикальных.

  • Совет.
    Объект, на котором фотограф акцентирует внимание, должен быть расположен или вдоль одной из линий, или в точке их пересечения - если говорить на профессиональном языке, в узле внимания.


Симметрия и асимметрия

Как мы сказали выше, в большинстве случаев лучше избегать постановки главного элемента композиции в центре кадра. Но бывают исключения. Например, центрирование композиции, состоящей из мелких упорядоченных линий. Один из таких объектов - лестницы, мосты. Здесь лучше отойти от правила третей и расположить объект с точкой акцента на центральной части. Так вы подчеркнете стройную геометрию, зададите снимку ритм, сделаете его идеально выверенным.

Теперь об асимметрии, одном из самых эффектных приемов композиции. Активно применяется в пейзажной съемке, городских сюжетах. Высокое ветвистое дерево в поле, отражающаяся в воде одинокая лодка на реке, силуэт человека на фоне ночного города. Здесь важно грамотно поместить предмет в узле внимания, при этом структурно заглушить другие детали.


Расфокус

Чередование в одном кадре резкости и размытости облегчает восприятие снимка, безошибочно расставляет смысловые акценты. Портрет человека; животное в движении; автомобиль на дороге; спорстмен на беговой дорожке; камни, покрытые мхом, на фоне водопада; насекомое, затаившееся в лепестках цветка - все, что требует внимания, должно быть представлено в резкости, а фон размыт.

Эти примеры касаются фокуса на переднем плане. Иногда композиция требует обратного эффекта - резкости на заднем плане. Особенно выразительно получаются кадры с размытым силуэтом человека, расположенным на фоне городского пейзажа или водной глади. Фотограф предлагает увидеть зрителю не только то, что видит он сам, через объектив, но и картинку глазами героя съемки.


Рамка

Речь не о рамке, в которые мы помещаем напечатанные фотографии. Рамка может оказаться внутри кадра. Этот художественный прием придает снимку особенную глубину. Своды соборов, арки зданий, колонны, окна, дверные проемы, навесы из дикого винограда, ветви деревьев в изгибе - все это можно эффектно использовать в композиции фотографии. Присмотритесь к элементам заднего фона. Они должны быть расположены по правилу третей.

 

Выбирайте выгодный ракурс, который емко охватит рамку, задаст ей нужную симметрию. Видите перед собой ветвь дерева, красиво нависшую над рекой, не смущайтесь тому, что рамка охватывает кадр не полностью (между веткой и нижней точкой горизонтальной поверхности остается свободное пространство). В данном случае эффект рамки все равно работает. В случае с пейзажной съемкой - облегчает композицию, придает ей художественную изюминку.


Линии

Как привести зрителя к смысловому акценту кадра - задать фотографии внутреннее направление. Верные в этом помощники - линии. Это могут быть тротуары, тропинки, дороги, лестницы, горизонтальные и вертикальные полоски на плитке, высотные дома, деревья и прочие элементы кадра, обладающие стройной геометрической формой.

  • Совет.
    Если вы видите перед собой много горизонтальных линий, и все они в совокупности составляют интересную композицию, сделайте их основой фотографии, в в верхней трети расположите одиночный элемент: здание, дерево, человека. В съемке городских пейзажей эффектно получаются урбанистические виды сверкающих на солнце высоток: вертикальные линии, придающие кадру особенную стройность, ощущение высоты.


Треугольники и диагонали

Геометрия в построении снимка задает ему динамику, делает более глубоким, позволяет воплотить креативные художественные задумки. Принцип прост: фотограф ловит в кадр объекты, расположенные лучевым способом - композиция дробится на треугольники, охватывающие всю структуру фотографии. Идеально совмещать мелкие и крупные предметы, слева, справа, в верхней и нижней части. Главное избегать центрированности, задавать снимку нестандартную симметрию.

 
Выделение текстуры и паттерны

В съемке зданий, интересных архитектурных строений, площадей, скверов, старинных улочек важно отразить атмосферу места, выделить ее особенность. Один из приемов, придающих снимку особенное настроение и эстетику - акцент на текстурах и повторяющихся мелких элементах, которым можно задать свою уникальную композицию.

Выразительно смотрится текстура брусчатки, каменистой тропинки, булыжной мостовой - при подходящем освещении, задающем мельчайшим элементам поверхности микро-тени и объем. В качестве паттернов (повторяющихся элементов) можно использовать орнаменты плитки на городской площади.

 
Четность-нечетность

Один из законов фотодела гласит: в кадре должно быть нечетное количество объектов. Это объясняется тем, что зрителю проще воспринимать снимок с заданным композиционным акцентом. Если вы увидите перед собой троих людей, внимание автоматически сконцентрируется на центральной фигуре. Следуя этой логике, два предмета или человека в кадре путают зрителя. Но как же быть с живыми сюжетами, когда в центре композиции оказываются два собеседника.

  • Здесь это правило не действует.
    Мимика, жесты, движение задают кадру динамику, и без разницы, сколько композиция включает в себя элементов.


Заполнение

Основа приема - крупный план, лишенный фона. Лицо человека, голова животного, арт-объект, здание с красивой архитектурой - все, что достойно внимания и способно увлечь деталями, может стать центром композиции кадра. Старинный собор с колоннами, барельефами, резными ставнями, башенками сам по себе художественно интересен. Немного неба вверху и по краям, нижняя горизонтальная линия, и снимок органично заполнен. Особенно выразительна портретная съемка с акцентом на глазах.


Воздух в кадре

Статуя на фоне неба, дерево в поле, маяк на фоне водной глади, силуэт человека на песчаном берегу - минимализм в элементах композиции и свободное пространство облегчает композицию снимка и его восприятие, позволяет быстро сосредоточиться на главной мысли и погрузиться в атмосферу фотографии. Не бойтесь впускать небо - оно помогает художественно “дышать”.


Изоляция

Спрятать главного героя фотографии - один из профессиональных приемов, который особенно востребован при съемке детей и животных. Нашкодивший мальчишка, прячущийся от мамы под столом; кот, укравший у хозяйки рыбу и затаившийся за забором; собака в будке, ласково обнимающая кость - все эти сюжеты требуют композиционной изоляции.

  • Сняв объект через преграду, вы передаете атмосферу момента, даете возможность зрителю тонко прочувствовать снимок.  

 

Уровень глаз

Говорим о портрете. Хотите передать настроение, глубину мысли, характер, эмоциональное состояние героя съемки - делайте акцент на глазах. Следуя правилу третей, главную линию нужно располагать в верхней горизонтали. Это касается как людей, так и животных.


Изменение ракурса

В большинстве случаев фотографы выбирают так называемую “нормальную” точку съемки - в положении стоя на уровне глаз. Это стандартный ракурс, позволяющий отразить перспективу кадра в ее естественных пропорциях. Но иногда требуется искажение частей, изменение симметрии линий, которые позволяют расставлять акценты в соответствии с художественной задумкой мастера.

Так, например, фотографируя спортсмена в прыжке с нижней точки, вы зриетльно увеличиваете расстояние между землей и ногами, задаете снимку смысловую выразительность. Требуется запечатлеть на фотографии живописный ландшафт местности, включить в кадр много элементов - в этом помогает верхняя точка ракурса. Не бойтесь экспериментировать, смело перемещайтесь с камерой и ищите интересные, композиционно выгодные позиции.


Сочетайте цвета

Выстраивая структуру кадра, не забывайте о цвете. Он задает настроение снимку, отражает его атмосферу. Колористика каждой из деталей должна быть в гармонии. Следовать теории цвета можно, ориентируясь на таблицу, которой пользуются художники, графические дизайнеры, имиджмейкеры и модельеры. Хотите стать профессионалом - запомните соответствия в сочетаниях и контрастах и применяйте эти знания на практике.

 

Направление движения

Любое движение воспринимается слева направо - мы так устроены. Этот закон следует учитывать и в построении снимка. Автомобиль на дороге, велосипедист в парке, прогуливающийся человек, самолет в небе - любая динамика должна быть направлена в правую сторону, с началом в нижней левой части.

  • Совет.
  • Оставляйте смысловое пространство впереди - давайте зрителю возможность осмыслить динамику композиции, задуматься над тем, куда спешит человек. Правильное направление делает фотографию органичной, простой и интересной для восприятия.


Баланс

Если перед вами мостовая с красивым фонарным столбом, расположите его по правилу третей и включите в кадр второстепенные элементы - они должны быть на отдалении (например, на другом берегу). Этот прием сбалансирует снимок, структурно уравновесит его. При этом фонарный столб будет по-прежнему доминировать, но в композиции появится органика, она станет художественно интересной. Избегайте одиночных силуэтов, которые режут фотографию на части.


Противопоставление

Это один из самых выразительных приемов, задающий снимку уникальную атмосферу, отражающий две стороны реальности. Старое и новое, яркое и тусклое, веселое и грустное, дети и старики, динамика и статика - контрасты смотрятся эффектно, впускают в кадр философское настроение, делают его глубоким, вдумчивым.

Откройте для себя новые возможности, попробуйте эти приемы на практике. \Хотите, чтобы ваши фотографии производили впечатление и запоминались, - не бойтесь смотреть на мир через объектив с разных точек, экспериментировать с перспективой и пропорциями, фокусом и расфокусом. Фотография - результат творческого процесса, основанного на профессиональных правилах и законах. Творите грамотно!

Комментарии

Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Будьте первым, кто оставит отзыв для этой статьи.